АстрономияКосмонавтика

5 вещей, которые нужно знать о космическом телескопе Джеймса Уэбба

Поскольку до запуска космического телескопа "Джеймс Уэбб" остались считанные дни, мы решили рассказать о пяти ключевых фактах и случаях, связанных с разработкой нового инструмента ЕКА/Наса.

Запуск космического телескопа Джеймса Уэбба стремительно приближается, несмотря на отсрочку, о которой ЕКА и НАСА объявили 14 декабря. Новый флагман космических наблюдений должен взлететь 24 декабря с базы Куру во Французской Гвиане. Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST), который называют преемником Хаббла, также является настоящим рекордсменом: колоссальный бюджет, проект, рассчитанный на несколько десятилетий, и многочисленные задержки... Вот пять ключевых фактов, которые сформировали репутацию одного из самых амбициозных проектов последних 30 лет.

1. 25 лет в процессе создания

Двадцать пять лет — это время между первыми набросками проекта телескопа "Джеймс Уэбб" и его запуском в конце 2021 года. Приключения JWST начались в 1996 году под другим названием: "Космический телескоп следующего поколения". NASA решило начать строительство недорогого космического телескопа стоимостью 500 миллионов долларов. Космический телескоп следующего поколения уже рассматривается как преемник "Хаббла", запущенного в 1990 году. Вскоре начались задержки, в результате чего сроки запуска сместились с 2000-х на 2010-е и, наконец, на 2021 год. Отсрочки Nasa и масштаб проекта быстро приведут к резкому увеличению первоначального бюджета.

2. Телескоп стоимостью 10 миллиардов долларов

С помощью "Джеймса Уэбба" НАСА хотело создать инновационный, высокопроизводительный, но недорогой космический телескоп. Поэтому администрация ограничила первоначальный бюджет 500 миллионами долларов. В 1998 году, через два года после первых эскизов космического телескопа следующего поколения, первые задержки привели к увеличению бюджета, выделенного на этот проект. Таким образом, дизайн JWST достиг 1 миллиарда долларов. Эта цифра будет продолжать расти параллельно с развитием технологий и многочисленными задержками, с которыми сталкиваются западные космические агентства. В конце концов, разработка JWST будет стоить ошеломляющую сумму в 10 миллиардов долларов, что в 20 раз больше первоначальной запланированной суммы.

JWST будет размещен на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли, в области, известной как точка Лагранжа L2.

3. Пройти 1,5 миллиона километров

После взлета 24 декабря (при условии запуска без дальнейших задержек) телескоп "Джеймс Уэбб" в течение 29 дней будет двигаться к своей цели — точке Лагранжа L2. Последняя, расположенная в 1,5 миллионах километров от Земли в противоположном от Солнца направлении, обеспечит JWST оптимальную позицию для выполнения его наблюдательной миссии. Точка Лагранжа L2 действительно является идеальной областью космоса для наблюдения за глубоким небом, обеспечивая постоянную связь с наземными станциями управления, а также снабжение энергией благодаря свету Солнца.

4. Космический телескоп Джеймса Уэбба также является самым массивным

Неудивительно, что размеры JWST соизмеримы с масштабами проекта. Он весит 6 500 килограммов, имеет первичное зеркало диаметром 6,5 метра и солнцезащитный экран размером 22 на 12 метров, то есть размером с теннисный корт. Для сравнения, диаметр главного зеркала Хаббла составляет всего 2,4 метра. Гигантские размеры "Джеймса Уэбба" действительно имеют научную цель, они позволят собрать больше света от далеких звезд и обеспечить более точное разрешение наблюдаемых небесных объектов.

Туманность Карина, сфотографированная Хабблом. Слева снимок сделан в видимом спектре, справа - в инфракрасном, что позволяет увидеть больше звезд.

5. JWST позволит увидеть до 100 миллионов лет после Большого взрыва

Космический телескоп Джеймса Уэбба сможет наблюдать широкий спектр небесных объектов. В то время как некоторые видимые тела, такие как планеты Солнечной системы, можно будет сфотографировать, приоритетными целями нового космического телескопа являются самые старые галактики во Вселенной, которые появились всего через 100 миллионов лет после Большого взрыва, то есть более 14 миллиардов лет назад. Заглянув так далеко в "прошлое", астрономы и астрофизики смогут больше узнать о формировании Вселенной, первых звезд и галактических систем. На сегодняшний день совместное наблюдение Хаббла и Спитцера позволило отследить галактику, родившуюся через 400 миллионов лет после Большого взрыва.

Телескоп "Джеймс Уэбб" будет запущен 24 декабря 2021 года в 15:20 (по московскому времени).