ГеологияПрирода

3600 лет назад извержение вулкана охладило планету

На Аляске, за 1628 лет до нашей эры, произошел катаклизм колоссальных масштабов: извержение вулкана Аниакчак. Согласно научному исследованию, это событие имело глобальные последствия, в частности, вызвало снижение температуры по всему земному шару.

Гора Аниакчак, расположенная в Алеутском хребте Аляски и окруженная Национальным памятником и заповедником Аниакчак, имеет кальдеру диаметром 10 км - остаток дилювиального прошлого. Согласно недавней публикации на сайте Oxford Academic, подготовленной группой американских, итальянских, британских и швейцарских ученых, извержение произошло в 1628 году до н.э. и, как считается, вызвало глобальное снижение температуры Земли.

"Анализ серной кислоты в ледяных кернах может показать, в какой степени вулканические аэрозоли прошлого, воздействующие на климатическую систему, перераспределяют солнечную энергию и уменьшают потепление на поверхности Земли", — заявили ученые.

Извержение вулкана с глобальными последствиями

На протяжении десятилетий исследователи связывали это крупное геологическое воздействие с так называемым минойским извержением, которое произошло около 1600 года до н.э. на средиземноморском острове Тера, ныне расположенном на архипелаге Санторини в Греции. Однако ледяные керны, взятые в Антарктиде, показывают уровень серы и пепла, который совпадает с периодом взрыва вулкана Аниакчак. В результате этого взрыва в стратосферу попало бы большое количество сульфата, который затем был бы распространен атмосферными течениями на все континенты и океаны планеты.

Кальдера вулкана Аниакчак.

Кроме того, возникшее геологическое воздействие повлияло на процесс развития флоры, существовавшей в древности. Например, исследователи обнаружили эти следы в кольцах роста деревьев. Отсутствие света и пепел, смешанный с минералами в почве, оставили видимый отпечаток, представленный длинной темной линией на поперечных срезах стволов, изученных исследователями. Эти линии соответствуют 1627 году до н.э., году после стихийного бедствия. Кроме того, в вавилонских писаниях того же времени зафиксировано исчезновение Венеры с неба, что позволяет предположить временное затмение некоторых звезд из-за вулканического дыма.

Извержение вулкана Аниакчак стало причиной самого сильного изменения климата на Земле за последние четыре тысячелетия. Это показывает, насколько радикально эти очаги расплавленной лавы могут изменить климат планеты. По мнению ученых, анализ последствий вулкана на Аляске и подобных крупных событий в истории поможет понять современные изменения, вызванные выбросом человеком большого количества парниковых газов.