Палеонтология

250 миллионов лет назад это животное уже впадало в спячку

Анализ бивней древнего родственника млекопитающих позволяет предположить, что эти животные уже впадали в спячку 250 миллионов лет назад. Это самое раннее свидетельство регулируемого гипотермического состояния у позвоночного животного.

Многие животные, особенно те, которые живут вблизи или в полярных регионах, впадают в спячку, чтобы пережить суровые зимние месяцы, но когда изменился этот тип адаптации? Согласно исследованию, опубликованному в журнале Communications Biology, ему не менее 250 миллионов лет.

Древний родственник млекопитающих

Исследователи из Вашингтонского и Гарвардского университетов фактически сообщают о доказательствах состояния спячки у дальних родственников млекопитающих (из рода Листрозавры), эволюционировавших в Антарктиде в раннем триасе.

В те времена мир был другим. Пангея, действующий суперконтинент, объединяла все сегодняшние континенты. Антарктида тем временем соединялась с Южной Америкой и Африканским континентом. Только около 150 миллионов лет спустя континентальная масса, которая сегодня покрыта льдом, оторвалась от земли, чтобы поселиться дальше на юг.

Пангея. Середина позднего триаса — 220 миллионов лет назад

Таким образом, 250 миллионов лет назад в Антарктике было менее холодно. Тем не менее некоторые части этого будущего континента все еще переживали длительные периоды без солнечного света каждую зиму. Чтобы преодолеть их, у каждого был свой путь, но для этого далекого родственника млекопитающих, спячка была явно лучшим вариантом.

Листрозавр был коренастым животным, чуть больше свиньи и с бивнями, встроенными в верхнюю челюсть. Эти бивни позволяли животным копаться в почвенной растительности, чтобы найти корни и клубни. Как и у слонов, эти маленькие бивни непрерывно росли на протяжении всей жизни. Таким образом, их поперечные сечения могут предоставить исследователям много информации о биологическом цикле этих животных.

"Стрессовые знаки", типичные для состояния спячки

В рамках этого исследования Меган Уитни и ее команда проанализировали поперечные сечения клыков шести листрозавров, найденных примерно на 72 градусе южной широты за Южным полярным кругом. Затем они сравнили их с четырьмя другими образцами из Южной Африки, находящимися более чем в 800 км к северу. В триасе этот регион располагался на 58-61 градусе южной широты. Так что это было за Северным полярным кругом.

Эти анализы показали, что бивни, которые росли за Южным полярным кругом, регулярно демонстрировали толстые, близко расположенные кольца роста. По словам исследователей, эти структуры представляют собой "следы стресса", обнаруженные, в частности, в зубах современных животных, впадающих в спячку. Напротив, экземпляры, развивающиеся дальше на север (Южная Африка), не имели ни одного из этих признаков.

Поперечный разрез окаменевшей бивни листрозавра. В правом верхнем углу кадр показывает нам близкий вид одного из этих более толстых слоев. Это признак состояния типа спячки.

Исследователи не могут однозначно заключить, что Листрозавр впадал в спячку. Тем не менее анализ этих маленьких ископаемых бивней позволяет предположить, что это действительно так.

"Животным, живущим на полюсах или вблизи них, всегда приходилось иметь дело с самыми экстремальными условиями окружающей среды", - объясняет исследователь. "Эти предварительные результаты показывают, что переход в состояние, подобное спячки, не является относительно новым типом адаптации. Это старая адаптация".