Палеонтология

11 различных видов динозавров

Термин динозавр (Dinosauria, если быть точным) был придуман британским палеонтологом сэром Ричардом Оуэном в 1842 году и происходит от греческого термина “deinos”, означающего рептилию или ящерицу.

Согласно имеющейся ископаемой летописи, динозавры впервые появились на земле в конце триасового периода 240 миллионов лет назад и вымерли около 65 миллионов лет назад.

Динозавры - это разнообразная группа животных с таксономической, морфологической и экологической точек зрения. Чем больше мы узнаем о динозаврах, тем более разнообразными они оказываются, как с экологической, так и с морфологической точки зрения.

На сегодняшний день идентифицировано и названо около 700 действительных видов динозавров из более чем 300 родов. Однако ученые уверены, что многие из них еще не обнаружены. Ниже приведен список отобранных типов динозавров.

Динозавров можно условно разделить на две группы: Ящеротазовые (Saurischia) и Птицетазовые (Ornithischia).

Ящеротазовые динозавры

Ящеротазовые динозавры или Saurischia - это динозавры, которые имеют рептильную (или ящероподобную) структуру бедра. Ящеротазовые динозавры также подразделяются на тероподов и зауроподов. Тероподы (Theropoda) характеризуются трехпалыми конечностями и выдолбленными костями. Современные птицы, как полагают, произошли от теропод динозавров.

С другой стороны, зауроподы были крупнее, с длинным хвостом и шеей, и ходили на четырех ногах, а не только на двух.

Тираннозавр

Образец тираннозавра в Музее Естественной истории Карнеги

Род: Tyrannosaurus
Семейство: Tyrannosauridae

Тираннозавр пожалуй, самый популярный из всех известных видов динозавров. Основываясь на ископаемых образцах, исследователи подсчитали, что Тираннозавр может вырасти более чем на 12 метров в длину от головы до хвоста.

Считается, что Тираннозавр обладает одной из самых сильных сил укуса в животном царстве, что позволило ему эффективно охотиться на других динозавров. Палеонтологи до сих пор не могут решить, был ли Тираннозавр высшим хищником или чистым падальщиком.

Анализ самого маленького частичного образца тираннозавра (LACM 28471) предполагает, что он мог весить всего 30 кг, в то время как самый большой из известных особей (FMNH PR2081) был значительно более 5600 кг.

Велоцираптор

Скелет велоцираптора

Velociraptor (кратко raptor) стал предметом интереса среди широкой публики после его показа в фильме Парк Юрского периода. В отличие от фильмов, Velociraptor был динозавром среднего размера - взрослый особь имеет размеры около 2 м в длину и 0,5 м в высоту. Их вес мог варьироваться от 15 до 19 кг.

При анализе ископаемого велоцираптора из Монголии исследователи обнаружили перьевые ручки на его заднем предплечье. Это явный признак того, что у велоцираптора были перья, хотя они и были нелетающими. Считается, что их уникальный коготь используется для потрошения или уничтожения добычи.

Спинозавр

Новейшая реконструкция Спинозавра

Семейство: Spinosauridae
Существовало в течение: мелового периода

Спинозавр был одним из крупнейших из известных динозавров теропод, которые когда-либо жили, конкурируя с гиганотозаврами и тиранозаврами.

Спинозавр известен своей отличительной горбовидной (или парусоподобной) структурой позвоночника, вызванной чрезмерно вытянутыми позвонками. Протяженные нервные отростки на спине спинозавра были очень высокими, размером не менее 1,65 метра. Хотя его цель до сих пор не ясна, у экспертов есть несколько теорий, включая теплозащиту и гидростабилизатора.

Первые останки спинозавра были обнаружены в 1912 году во время раскопок в западном Египте. Однако этот экземпляр был уничтожен во время Второй мировой войны. Большая часть того, что мы знаем о динозавре, - это ископаемые образцы, найденные во второй половине 20-го века. До сих пор были идентифицированы только два вида спинозавров.

Аллозавры

Аллозавр / Реконструкция Фреда Виерума

Семейство: Allosauridae
Существовало в течение: позднеюрского периода

Аллозавр (что означает «другая ящерица») был типичным гигантским плотоядным динозавром, который ходил по земле в конце юрского периода около 155 миллионов лет назад. Это один из самых хорошо изученных динозавров на сегодняшний день.

Род Allosaurus имеет три допустимых вида, наиболее известным из которых является A. fragilis. Вид был около 8,5 м в длину и весил более 2300 кг. Как двуногий динозавр, его передние конечности были меньше задних конечностей.

Аллозавр, скорее всего, охотился на относительно крупных травоядных, таких как стегозавриды и орнитоподы.

Карнотавр

Семейство: Abelisauridae
Существовало в течение: позднемелового периода

Обнаруженный в формации Ла-Колония в провинции Чубут, Аргентина, карнотавр является одним из наиболее изученных динозавров в южном полушарии. Однако большая часть того, что мы знаем о роде, - это всего лишь один хорошо сохранившийся экземпляр вида C. sastrei.

Карнотавр был довольно своеобразен, чем все известные тероподные динозавры – у него был более короткий, более глубокий череп и рога прямо над глазами. Кроме того, он отличается крошечными или рудиментарными передними конечностями. Единственный обнаруженный экземпляр карнотавра имел длину от 7,5 до 9 м и вес около 1350 кг.

Это был первый в истории двуногий динозавр, обнаруженный с заметными отпечатками кожи на его скелете.

Дейноних

Скелет дейнониха в полевом Музее Естественной истории / Изображение предоставлено: Jonathan Chen

Семейство: Dromaeosauridae
Существовало в течение: раннего мелового периода

Deinonychus-это относительно небольшой по размеру теропод плотоядный динозавр с единственным известным видом, а именно D antirrhopus. Ископаемые останки дейнониха были найдены в основном на Западе и северо-западе США.

В 1964 году палеонтолог Джон остром провел охоту, в ходе которой было обнаружено более тысячи окаменелостей дейнониха. Открытие и его последующие находки практически изменили то, как динозавры воспринимались научным сообществом.

В результате исследования был сделан вывод, что некоторые не-птичьи динозавры были, по сути, теплокровными с высоким метаболизмом и гораздо ближе к птицам, чем холоднокровные рептилии.

Полностью созревший Дейноныхус мог достигать в длину 3,4 м и весить более 70 кг. Исследование, проведенное в 2010 году, показало , что сила укуса Deinonychus достигала 8200 ньютонов, что намного больше, чем у гиены.

Брахиозавр

Семейство: Brachiosauridae
Существовало в течение: Юрского Периода

Брахиозавр является одним из самых хорошо изученных динозавров зауропод на сегодняшний день. Его ископаемые останки были впервые обнаружены в долине реки Колорадо в 1900 году и были описаны палеонтологом Элмером Риггсом три года спустя. Брахиозавр характеризуется чрезвычайно длинной шеей, непропорционально маленьким черепом и более короткими задними конечностями.

Брахиозавр появился в 1993 году в фильме "Парк Юрского периода" среди других динозавров, включая Паразауролофы, Тираннозавра и трицератопса.

Диплодок

Копия скелета диплодока в Лондонском музее естествознания

Семейство: Diplodocidae
Существовало в течение: Юрского Периода

Диплодок - это типичный динозавр рода зауропод с длинной шеей, хлыстоподобным хвостом и коренастыми ногами. Было подсчитано, что диплодок жил на земле в течение Киммерийского периода (154-152 миллионов лет назад) поздней или верхней юрской эпохи.

К настоящему времени известны два вида диплодока (D. carnegii и D. hallorum), оба из которых остаются одними из самых длинных зарегистрированных динозавров. Окаменелые останки Диплодока обнаружены в формации Морисон, расположенной в западной части Соединенных Штатов.

Исследователям удалось идентифицировать еще два (возможных) вида диплодока. Однако в настоящее время они классифицируются как сомнительные виды (nomen dubium) из-за нескольких несоответствий.

Птицетазовые

Птицетазовые - это отряд в основном растительноядных динозавров, которые отличаются своей птицеподобной тазовой структурой. Орнитологические динозавры могут быть широко классифицированы на две группы: Ceratopsia (рогатые лица) и Thyreophora (щитоносцы).

Трицератопс

Черепа трицератопса в музее естествознания в Хьюстоне

Семейство: Ceratopsidae
Питание: Травоядное
Существовало в течение: Меловой Период

Четвероногий динозавр с громоздким телом и множеством рогов на черепе, трицератопс, пожалуй, самый легко узнаваемый род динозавров, обнаруженный на сегодняшний день. Это также самый известный род в семействе Ceratopsidae, который включает в себя крупных рогатых динозавров.

Трицератопсы, скорее всего, охотились на крупных хищников, таких как тираннозавры – специфические проколы ран на их костях напоминают зубы тираннозавра.

Считается, что он был одним из последних не-птичьих динозавров, которые ходили по земле до события массового вымирания, произошедшего около 66 миллионов лет назад. Извлеченные ископаемые останки указывают на то, что взрослый образец трицератопса может весить от 6000 до 12 000 кг и иметь длину до 9 м.

Стегозавры

Составной скелет стегозавра

Семейство: Stegosauridae
Питание: Травоядное
Существовало в течение: Юрский Период

Окаменелости стегозавров были впервые обнаружены в 1877 году, во время Великой динозавровой лихорадки, также известной как костяные войны. Однако их анатомическое строение было правильно понято лишь через несколько лет.

Роды стегозавров относятся к группе бронированных динозавров, известных как Thyreophora, и характеризуются характерными двухрядными пластинами на спине.

До сих пор были признаны три действительных вида стегозавров. Самый крупный из известных образцов весил целых 7000 кг и достигал 9 метров.

Анкилозавр

Семейство: Ankylosauridae
Питание: Травоядные
Существовал в течение: Меловой Период

Анкилозавр впервые появился на Земле около 68 миллионов лет назад в позднем меловом периоде. До сих пор был идентифицирован только один вид в этом роде. Первый в истории образец анкилозавра был обнаружен в 1906 году палеонтологом Барнумом Брауном в формации Хелл-Крик, штат Монтана.

У него было широкое, крепкое тело и череп. Однако наиболее заметной характеристикой Ankylosaurus была его броня - с выступающими костными пластинками и шишками, называемыми остеодермами.