История

Впервые полностью воссоздана личная библиотека Чарльза Дарвина

В честь 215-летия со дня рождения Чарльза Дарвина исследователям впервые удалось восстановить всю его личную библиотеку — от научных журналов, которые он собирал, до романов, которые он читал на протяжении всей жизни, не забывая о своих собственных работах. Список настолько обширен, что занимает не менее 300 страниц, на которых подробно описаны 7 350 наименований в 13 000 томах/статьях. Невероятное разнообразие коллекции показывает, насколько увлекательным читателем был натуралист.

Дарвин — один из самых влиятельных ученых в истории, чьи труды произвели революцию в нашем понимании природы. После его смерти в 1882 году огромная личная библиотека, содержащая его труды, на которых он основывал свои научные работы, была постепенно разошлась по четырем уголкам мира. Многие из его работ так и не были опубликованы.

Долгие годы считалось, что его коллекция насчитывала всего около 1480 книг, поскольку именно такое количество сохранилось в двух основных архивах — Кембриджского университета и Даун-Хауса (его бывшая резиденция, ныне музей). Однако исследователи из Сингапурского университета выяснили, что это всего лишь 15 % коллекции. После 18 долгих лет работы в рамках проекта "Дарвин онлайн" было восстановлено 300 страниц с перечнем 7 350 наименований в 13 000 томах/статьях.

Впервые личная библиотека натуралиста была полностью и виртуально реконструирована, что позволит всем желающим познакомиться с его работами, справочниками, которыми он пользовался, а также историями и авторами, которые его увлекали. Размер и разнообразие коллекции позволяют предположить, что "библиотека Дарвина является одной из крупнейших и наиболее важных частных научных библиотек XIX века", — говорится в пресс-релизе исследователей.

Чтобы собрать коллекцию, команда проекта изучила архивы, разбросанные по всему миру, в том числе с аукционов. Эксперты оцифровали тысячи ссылок и создали 9500 ссылок на электронные копии. Ознакомиться с коллекцией можно бесплатно на сайте проекта, перейдя по этой ссылке. Полученные результаты — незаменимый инструмент для академиков, ученых и исследователей истории викторианской науки.

Некоторые черновики знаменитой книги "Происхождение видов", представленные в коллекции проекта Darwin Online.

Невероятно разносторонняя личность

В библиотеке Дарвина было множество натуралистических работ по таким предметам, как биология и поведение животных. Например, одна из них — немецкое периодическое издание с первой известной фотографией бактерий. Другие имеют удивительные названия, такие как "Анатомия четвероногой курицы", "Эпилептические морские свинки" и "Ненавистный или колорадский кузнечик". Коллекция также включает десятки тысяч иллюстраций растений, скелетов животных, птиц и геологии.

Однако натуралист интересовался не только биологией и, судя по всему, читал множество других статей и журналов по геологии, сельскому хозяйству, философии, психологии, религии, искусству и истории путешествий, а также экономике и инвестициям. Кроме того, более половины книг были на английском языке, остальные — на французском, немецком и итальянском, а также на голландском, датском, испанском, шведском и латинском.

Таблица из "Зоологической географии" Уотерхауса 1856 года, входящей в огромную коллекцию памфлетов Дарвина, с указанием видов животных, встречающихся только в определенных районах.

Эта обширная коллекция показывает, что Дарвин обладал очень открытым умом и без колебаний читал и использовал работы других ученых. "Она также показывает, насколько невероятно разносторонним был Дарвин", — сказал Джон Ван Вайе, эксперт по истории науки из Сингапурского университета и директор проекта Darwin Online.

Личная коллекция ученого таит в себе и другие сюрпризы, позволяя взглянуть на историю его жизни и немного узнать о его личности. Некоторые книги, например, датируются его школьными годами, как "История Англии", опубликованная в 1821 году Оливье Голдсмитом. Мы также не знали, что он купил экземпляр книги Поля Б. Дю Шайю "Исследования и приключения в экваториальной Африке". Книга Дю Шайю "Исследования и приключения в Экваториальной Африке" - научно-популярная книга о гориллах, ставшая популярной после публикации знаменитой "Теории происхождения видов".

Еще более удивительно, что он владел экземпляром романа "Жены и дочери" (1880) Элизабет Гаскелл, одной из самых известных писательниц викторианской Англии. Стиль Гаскелл, похожий на стиль Джейн Остин и Джорджа Эллиота, особенно понравился ученому. В примечании к книге говорится: "Эта книга была одной из самых любимых у Чарльза Дарвина и последней, которую ему читали вслух".

Большинство книг, которые не были возвращены в Кембридж, — самые старые и редкие, и, вероятно, поэтому они хранились в семье или были проданы. Среди них, например, "Хроника Саксонии", опубликованная в 1692 году британским теологом и юристом Эдмундом Гибсоном. Кроме того, в семье хранился экземпляр "Historia plantarvm vniversalis" Иоганна Баугина (1651) и многие другие.