АстрономияНовости

Открытие блуждающей планеты массой в 10 земных

Миссия НАСА TESS снова расширяет наши космические горизонты. "Охотник за экзопланетами" американского космического агентства только что обнаружил свою первую блуждающую планету. Этот небесный объект, который по массе превосходит Землю, был обнаружен благодаря тщательному анализу 1,3 миллиона кривых блеска, собранных за годы работы орбитальных космических обсерваторий.

Миры, не связанные ни с одной звездой

Блуждающие планеты являются интригующими небесными объектами. В отличие от обычных планет, вращающихся вокруг звезды, эти одинокие миры блуждают в межзвездном пространстве, не будучи гравитационно связанными с какой-либо конкретной звездой.

Существование этих загадочных объектов противоречит общепринятым представлениям о планетарных системах. Их присутствие поднимает множество вопросов об их происхождении, истории и роли в космической динамике. Изучая их, астрономы могут отодвинуть границы нашего понимания Вселенной и открыть новые перспективы в отношении разнообразия миров, населяющих галактику.

Проблема в том, что эти планеты, холодные и незаметные, часто сливаются с небесным ландшафтом, поэтому астрономам крайне сложно их обнаружить, ведь они практически не отражают свет. Однако инновационная техника под названием микролинзирование позволяет получить ценные сведения об этих загадочных космических объектах.

Что такое микролинза?

С практической точки зрения, когда блуждающая планета проходит перед фоновой звездой, ее гравитация действует как линза, слегка усиливая свет звезды. Изучая это явление, исследователи могут не только определить наличие промежуточного объекта, но и оценить его массу.

В данном конкретном случае звезда на фоне этой планеты, получившая название TIC-107150013, находилась на расстоянии более 10 400 световых лет от Земли, а явление микролинзирования длилось 107 минут. Благодаря этому наблюдению ученые смогли оценить массу планеты, хотя и с некоторой погрешностью. Если говорить конкретнее, то ее масса будет чуть меньше, чем в десять раз больше массы Земли, если она находится на расстоянии менее 8500 световых лет, и масса, сходная с земной, если она находится на расстоянии менее 3200 световых лет.

Точность этих оценок будет зависеть от совершенствования методов измерений и возможности более точно определить расстояние блуждающей планеты от Земли.

Однако открытие, сделанное под руководством Мишель Кунимото из Массачусетского технологического института и Уильяма ДеРокко из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, раскрывает потенциал TESS для исследования ряда планетных масс, обычно невидимых для других инструментов.

Другие строящиеся обсерватории также могут сыграть решающую роль в поиске и определении характеристик этих блуждающих планет. Нэнси Грейс Роман, который должен быть запущен в ближайшие несколько лет, будет оснащен прибором, предназначенным для поиска планет с помощью гравитационного микролинзирования. Более полное представление о популяции этих объектов поможет астрономам лучше понять их формирование, эволюцию и влияние на динамику планетарных систем.

Подробности исследования опубликованы на сайте препринтов ArXiv.