АстрономияНовости

Обнаружена черная дыра питающийся близлежащей материей всего через 1 миллиард лет после Большого взрыва

Вид далекого квазара SDSS J114816.64+525150.3, расположенного на расстоянии 12,9 миллиарда световых лет.

В самых отдаленных уголках Вселенной астрономы сделали потрясающее открытие: квазар, питаемый сверхмассивной черной дырой, наблюдался в том виде, в каком он был менее чем через миллиард лет после Большого взрыва.

Редкое открытие

Проект виртуального телескопа в Италии — это передовая инициатива в области астрономии, основанная в 2006 году Джанлукой Маси. Его главная цель — сделать астрономические наблюдения доступными для широкой аудитории с помощью роботов-телескопов и инновационных технологий.

В виртуальном телескопе используются роботизированные установки, оснащенные телескопами с максимальной апертурой 356 мм. Эти телескопы могут управляться дистанционно, что позволяет проводить автоматизированные и гибкие наблюдения с различных наблюдательных площадок в Италии. Такой роботизированный подход позволяет проекту наблюдать за различными небесными объектами с большой эффективностью и точностью.

Недавно исследователи использовали эту структуру для изучения окраин наблюдаемой Вселенной. Эти наблюдения привели к удивительному открытию квазара. Это чрезвычайно светящийся и энергичный небесный объект, расположенный в центре галактики. Такое интенсивное свечение обусловлено активностью сверхмассивной черной дыры. Поглощая материю из окружающего ее аккреционного диска, она выделяет огромное количество энергии в виде электромагнитного излучения.

Рекорд расстояния в видимом свете

Этот квазар, известный как SDSS J114816.64+525150.3, имеет честь быть самым далеким видимым небесным телом на северном небе, наблюдаемым в видимом свете. Это значительное достижение. Наблюдение за квазарами остается сложной задачей из-за эффекта красного смещения, вызванного расширением Вселенной. В результате этого явления свет от далеких объектов краснеет, что крайне затрудняет их наблюдение в видимом спектре.

"Насколько мне известно, это рекордный результат. Никогда прежде телескоп с апертурой 350 мм не заглядывал так далеко в пространство и время", — говорит Джанлука Маси. "Она настолько далека, что ее свет, наблюдаемый сегодня с Земли, начал свое путешествие почти 12,9 миллиарда лет назад, когда Вселенной было меньше 900 миллионов лет".

SDSS J114816.64+525150.3, сфотографированная в рамках проекта виртуального телескопа в период с марта по апрель 2024 года.

Таким образом, обнаружение SDSS J114816.64+525150.3 в этой части электромагнитного спектра представляет собой значительный прорыв, иллюстрирующий потенциал проекта виртуального телескопа. Его открытие также открывает новые захватывающие перспективы для изучения квазаров и сверхмассивных черных дыр на ранних стадиях развития Вселенной. Объединив дополнительные наблюдения с передовым теоретическим моделированием, астрономы надеются узнать больше о космической эволюции и формировании галактик с течением времени.