БиологияПалеонтология

Муравьи-пауки: маскировка, которой миллионы лет

Некоторые пауки разработали уникальную стратегию защиты: они имитируют муравьев. В недавно опубликованной статье палеобиолог Джордж Пойнар-младший представляет первую окаменелость одного из таких экземпляров, проливающую увлекательный свет на эту эволюционную адаптацию.

Как превратиться в муравья, если ты паук

Муравьи с их сильным укусом и потенциально опасным ядом являются грозными существами для многих хищников. Более того, они могут призвать на защиту товарищей по гнезду, что делает их непривлекательной добычей для многих животных. Зная о таком неприятии муравьев, некоторые пауки эволюционировали, чтобы подражать этим насекомым, создавая эффективный камуфляж против хищников.

Эта мимикрия не так проста, поскольку паукам приходится учитывать серьезные анатомические различия. Например, у пауков восемь ног и нет усиков, в то время как у муравьев шесть ног и отдельные усики. Чтобы подражать им, пауки часто изменяют положение передних ног, чтобы они напоминали антенны, но этого не всегда достаточно. Помимо ног, необходимо изменить и другие физические особенности. Например, брюшко и головогрудь у пауков слиты воедино, тогда как у муравьев эти части тела разделены узким сегментом, называемым петиоль.

Однако мимикрия не ограничивается анатомическими изменениями. Пауки также могут демонстрировать разумность и интеллект в своей мимикрии, приспосабливаясь к особенностям муравьев в их среде обитания. Эта способность может быть результатом мутаций, адаптаций и естественного отбора, а также активного обучения пауков.

Мы знаем, что несколько семейств пауков, в частности Salticidae, Corinnidae, Thomisidae и Zodariidae, развили в себе способность к мимикрии. Эти адаптации позволяют мимикрирующим паукам сливаться с окружающей средой и избегать хищников, демонстрируя разнообразие и сложность защитных стратегий в животном царстве.

Современный паук, имитирующий муравья.

Образец возрастом несколько миллионов лет

Недавно обнаруженный экземпляр, получивший название Myrmarachne colombiana, был найден в камне под названием копал. Копал — это окаменевшая смола, которая менее зрелая, чем янтарь, и ее возраст часто оценивается от нескольких тысяч до нескольких миллионов лет.

Джордж Пойнар-младший, исследователь, написавший работу на эту тему, смог определить, что окаменевший паук имитировал муравья, тщательно изучив анатомические характеристики организма. В частности, он сравнил строение тела ископаемого паука со строением тела современных муравьев и пауков, обратив внимание на такие детали, как количество ног, наличие или отсутствие усиков, морфология брюшка и головогруди. Хотя точный возраст этой конкретной смолы определить не удалось, это открытие дает редкое представление об эволюции мимикрии у пауков.

Подробности исследования опубликованы в журнале Historical Biology.