АнтропологияБиология

Шимпанзе используют сложный язык, состоящий почти из 400 "слов", согласно новому исследованию

Человеческий язык представляется очень сложным по сравнению с другими формами общения, наблюдаемыми в животном мире. Ученые все еще пытаются понять механизмы, которые привели к такой разнице в ходе эволюции. Для этого исследователи из Институтов эволюционной антропологии и когнитивных и мозговых наук Макса Планка в Лейпциге и Института когнитивных наук CNRS в Лионе записали и проанализировали сотни часов вокализации диких шимпанзе. Их исследование показывает, что эти приматы используют идеально структурированные вокальные последовательности для общения друг с другом.

Мы - единственный известный вид, который общается с помощью языка. Мы привыкли говорить таким образом каждый день, и мы склонны забывать, насколько необычна (и уникальна) эта способность в мире животных. Но сложность нашего языка не связана с количеством звуков, которые мы производим - в большинстве языков их менее 50. Нас отличает от других видов то, как мы сочетаем эти различные звуки, образуя слова, а затем то, как мы сочетаем слова, образуя почти бесконечное количество предложений с множеством различных значений.

Откуда у нас эта способность? Чтобы проследить эволюционное происхождение нашего языка, группа исследователей изучила вокальные данные других животных, в частности приматов. Приматы используют для общения друг с другом около сорока различных призывов, которые они не сочетают (или очень редко) друг с другом. По крайней мере, так считали эксперты до сих пор. Новое исследование показывает, что шимпанзе на самом деле способны формировать осмысленные вокальные последовательности из различных типов звуков.

Общение на основе точного синтаксиса

Команда проанализировала тысячи вокализаций (всего 4826 записей, т.е. 900 часов), сделанных 46 взрослыми шимпанзе в национальном парке Таи в Кот-д'Ивуаре. Исследователи определили 12 различных типов звуков, которые животные использовали для формирования вокальных последовательностей, раскрывая "доселе неизвестную сложность их способов общения", подчеркивает Седрик Жирар-Буттоз, исследователь приматологии из Института Макса Планка и CNRS, главный автор исследования.

Уже было известно, что шимпанзе издают несколько отдельных звуков: ворчание, рев, лай и призывы. Обычно они издаются в виде одного, прерывистого звука, но иногда шимпанзе издают и серию звуков в виде пыхтения (при котором животное дышит между каждым звуком), как показано в этом видео известного антрополога Джейн Гудолл:

Исследователи задались целью определить по своим записям, происходят ли некоторые из этих типичных задыханий чаще, чем другие. Они предполагают, что структура коммуникационной системы, способной кодировать гибкий смысл, должна, по крайней мере, но не исключительно, требовать следующих трех структурных способностей: гибкость (объединение одноразовых возгласов в речевые последовательности), порядок (расположение звуковых единиц внутри последовательностей) и рекомбинация (объединение независимых речевых последовательностей в более длинные последовательности).

В итоге они обнаружили несколько регулярно повторяющихся комбинаций: команда выявила в общей сложности 390 уникальных вокальных последовательностей, сочетающих от двух до десяти типов призывов из их репертуара. "Более трети их вокальной продукции состояло как минимум из двух единиц, а 15% вокальных последовательностей содержали от трех до десяти единиц", — утверждают исследователи в своей статье. Эти звуки происходили предсказуемо в определенных точках последовательности, следуя тому, что лингвисты называют "правилами смежности". Иногда две последовательности объединяются в еще более длинные "предложения". Другими словами, шимпанзе также будут общаться в соответствии с четко определенным синтаксисом.

Различные звуки в различных контекстах

Это первый случай, когда такое разнообразие в вокальной передаче было продемонстрировано у нечеловеческих приматов. "Наши результаты показывают гораздо более сложную и структурированную систему вокальной коммуникации у шимпанзе, чем считалось ранее", — говорит Татьяна Бортолато из Института эволюционной антропологии Макса Планка и соавтор исследования.

В зависимости от контекста, отмечают исследователи, звуки издавались однократно или напыщенно. Например, простое ворчание в основном производится в поисках пищи, в то время как "пыхтящее" ворчание производится в качестве покорной приветственной вокализации. Однако исследователи могли упустить некоторые еще более тонкие компоненты разговоров, которые могут меняться в зависимости от ситуации. Например, гудение в ответ на появление хищника может тонко отличаться от гудения при дружеской встрече.

Смысл записанных фраз также остается непонятным. Исследователи отмечают, что порядок голосовых последовательностей мог быть важным: некоторые звуки, как правило, появлялись в начале предложений, в то время как другие всегда располагались в конце. Теперь команда попытается разгадать эту тайну и определить, способны ли шимпанзе использовать свой "язык" для расширения круга тем, на которые они могут общаться друг с другом, как это делаем мы.

"Это исследование, направленное на изучение сложности речевых последовательностей диких шимпанзе, которые являются социально сложным видом, как и люди, может также пролить новый свет на наше происхождение и то, как развивался наш собственный уникальный язык", — говорит Кэтрин Крокфорд, содиректор проекта Tai Chimpanzee Project и соавтор исследования.