КосмонавтикаНовости

DART успешно врезался в астероид Диморфос. Что будет дальше?

В 2:14 ночи по московскому времени в ночь с 26 на 27 сентября космический аппарат DART (Double Asteroid Redirection Test) успешно врезался в астероид Диморфос, находящийся на расстоянии около 11 миллионов километров от Земли. Совместный проект НАСА и Лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса (APL), DART был разработан для изучения кинетических эффектов при столкновении космического аппарата с астероидом.

DART - это первая в истории миссия, направленная на изучение и демонстрацию метода отклонения астероида посредством кинетического удара. Этот метод предполагает преднамеренное столкновение DART с целевым астероидом, чтобы изменить его скорость и траекторию. Целью была околоземная бинарная астероидная система Дидимос, состоящая из Дидимоса диаметром около 780 метров и меньшего Диморфоса диаметром около 160 метров, который вращается вокруг Дидимоса.

DART успешно столкнулся с Диморфосом с целью изменения его орбиты в бинарной системе. Исследовательская группа DART сравнит результаты кинетического столкновения DART с Диморфосом с высокодетальными компьютерными симуляциями кинетических столкновений астероидов.

Последняя полная фотография, увеличенная до HD, переданная зондом DART.

Единственным инструментом, доступным космическому зонду DART, была камера высокой четкости DRACO (Didymos Reconnaissance and Asteroid Camera for Op-nav), созданная на основе LORRI зонда New Horizons. DRACO имела разрешение 2560×2160 (5 мегапикселей) и поле зрения +/- 0,145°.

Камера работала в сочетании с автономной навигационной системой SMART Nav, направляя космический корабль без прямого контроля инженеров на Земле. Примерно за четыре часа до столкновения изображения, снятые камерой, были переданы в навигационную систему космического аппарата, что позволило ему определить, какой из двух астероидов является Диморфосом, и автономно направиться к цели.

DRACO начал снимать систему астероидов за 30 дней до столкновения, но только за 4 часа до столкновения оптика смогла увидеть два астероида как отдельные объекты. Только за 1 час до столкновения удалось четко различить Диморфос, малый астероид, на который нацелилась миссия. Это позволило зонду автономно перемещаться к цели.

Изображения передавались на Землю с частотой один раз в пять секунд. В следующем GIF, построенном из различных изображений DRACO, можно рассмотреть приближение DART к астероиду, с которым он собирался столкнуться:

За несколько минут до столкновения, во время прямой трансляции НАСА, исследователи напомнили о задержке примерно в 40 секунд между отправкой зонда DART и получением сигнала обратно на Землю. Поэтому существовала небольшая вероятность того, что автономная навигационная система пусковой установки даст сбой, в результате чего она промахнется мимо цели.

Между тем, камера DRACO подробно задокументировала этот подход. По оценкам, максимальное разрешение, достигнутое до столкновения, составило 20 см/пиксель, и в это время DRACO смог сфотографировать астероид очень близко. Можно было различить резкие формы каменистой поверхности, о которую разбился зонд DART на 0 секунде.

Центральным изображением композиции является последняя полная фотография DRACO, находящаяся на расстоянии около 110 км от Диморфоса. Напомним, что зонд DART весил около 500 кг и врезался в астероид диаметром около 160 метров со скоростью 24 000 км/ч.

Чего мы можем ожидать в ближайшие дни

В ближайшие дни, начиная с сегодняшнего утра, НАСА ожидает получить изображения удара с кубоспутника LICIACube, предоставленного Итальянским космическим агентством и полностью спроектированного и построенного туринской компанией Argotec. LICIACube предназначен для получения изображений до и после столкновения, а также облака обломков, которое поднимется после столкновения, и может также сфотографировать кратер, оставленный DART.

Космические телескопы Джеймс Уэбб и Хаббл, а также зонд "Люси" наблюдали и продолжают наблюдать за Дидимосом, чтобы проследить, как скоро станет виден солнечный свет, отраженный от шлейфа обломков, поднятых в результате столкновения. В ближайшие недели члены команды DART продолжат наблюдение за системой астероидов, чтобы измерить изменение орбиты Диморфоса и определить, что произошло на его поверхности. В 2024 году ЕКА планирует запустить зонд Hera для проведения углубленного исследования системы Дидимос после столкновения.

Первые результаты по изменению орбиты Диморфоса появятся только через несколько недель. На самом деле, нам придется подождать первых наблюдательных кампаний с телескопами на Земле, которые начнутся уже сегодня. Телескопу ATLAS уже удалось запечатлеть крушение DART "вживую", как мы видим в видео ниже. Однако для анализа данных и их публикации потребуется больше времени. Загрузка изображений LICIACube будет продолжаться в течение нескольких месяцев, учитывая высокое разрешение фотографий.