Палеонтология

В Китае обнаружена удивительная окаменелость "дракона" возрастом 240 миллионов лет

Иллюстрация Dinocephalosaurus orientalis, изображенного среди скопления крупных рыб.

Возраст 240 миллионов лет, получивший прозвище "китайский дракон", относится к виду Dinocephalosaurus orientalis - рептилии, которая использовала свою удивительно длинную шею для засады на ничего не подозревающую добычу на мелководье в триасовом периоде.

"Китайский дракон" триасового периода

Dinocephalosaurus orientalis, впервые описанный в 2002 году, — это вымерший вид морских рептилий, относящихся к порядку Ichthyopterygia. Эти морские существа, процветавшие со среднего триаса до верхней юры, с максимальным разнообразием в верхнем триасе, имели ряд общих черт, адаптированных к водной жизни, таких как плавники, сходные по форме с ихтиозаврами, обтекаемое тело и способность рожать непосредственно живую молодь, а не откладывать яйца.

Одной из отличительных особенностей Dinocephalosaurus orientalis, обнаруженного в Китае, была длинная шея, занимавшая более половины общей длины тела. Это позволяло животному более эффективно охотиться на добычу.

Эта морская рептилия также отличалась специализированным зубочелюстным аппаратом: конические зубы в передней части челюсти и более плоские - в задней, что, вероятно, указывает на разнообразную диету — от мелкой добычи до крупной рыбы. Способность животного эффективно передвигаться по воде говорит о том, что оно было проворным и быстрым хищником.

Удивительно хорошо сохранившийся экземпляр

Впервые данный экземпляр был обнаружен в 2003 году в известняковых отложениях на юге Китая. Однако палеонтологам потребовалось несколько десятилетий, чтобы восстановить останки этого впечатляющего древнего хищника, полная длина которого составляла около пяти метров.

"Это еще один пример странного и удивительного мира триасового периода, который продолжает озадачивать палеонтологов", — сказал Ник Фрейзер, куратор отдела естественных наук в Национальных музеях Шотландии. "Мы уверены, что он поразит воображение всего мира своим удивительным видом, напоминающим мифического китайского дракона, длинного и змееподобного".

По словам исследователей, шея этого экземпляра, достигавшая почти 2,3 метра, содержала не менее 32 отдельных позвонков. Для сравнения, у жирафов всего семь шейных позвонков. Как уже говорилось выше, такая длинная шея облегчала животному захват добычи. На самом деле, некоторые рыбы, которые были в меню, до сих пор сохранились в брюхе морского чудовища.

Подробности исследования опубликованы в журнале Earth and Environmental Science: Transactions of the Royal Society of Edinburgh.