Здоровье и медицина

Рак: новая мРНК-вакцина устраняет опухоли и предотвращает рецидивы у мышей

Несмотря на всплеск интереса к исследованиям вакцин против рака в последние годы, разработать вакцины оказалось непросто. Используя липидные наночастицы, направленные против лимфатической системы, исследователи из Инженерной школы Тафтса считают, что они разработали эффективную мРНК-вакцину против рака. Вакцина полностью уничтожила опухоль у 40% мышей и предотвратила ее повторное появление.

С одной стороны, сообщалось, что вакцины с информационной РНК (мРНК), используемые в настоящее время в клинических испытаниях, вызывают побочные эффекты в печени, которые могут быть вызваны нежелательной экспрессией антигенов в этом органе. Хотя эти антигены все еще могут вызывать иммунный ответ, остается риск воспаления и повреждения печени.

С другой стороны, "вакцины против рака всегда были сложной задачей, поскольку антигены опухолей не всегда выглядят такими же "чужими", как антигены вирусов и бактерий, а опухоли могут активно подавлять иммунный ответ", — сказал в своем заявлении Цзиньцзинь Чен, постдокторский исследователь из Университета Тафтса и соавтор исследования. "Эта противораковая вакцина вызывает гораздо более сильный ответ и способна нести мРНК как малых, так и больших антигенов".

Вакцина с мРНК, представленная в исследовании, направлена именно на лимфатическую систему, где В- и Т-клетки и другие клетки иммунной системы "обучаются" борьбе с инфекцией. Именно в лимфатической системе приобретается иммунитет к раковому антигену (в случае рака).

Подобно вакцинам COVID-19 компании Pfizer и Moderna, эта потенциальная вакцина против рака также доставляет мРНК в крошечных липидных пузырьках (молекулах жира), называемых "липидными наночастицами". Затем они сливаются с клетками организма, достигая лимфатической системы, что позволяет им расшифровывать мРНК и производить вирусные антигены — небольшие фрагменты вируса — которые активируют иммунную систему.

"То, что мы делаем сейчас, — это разработка следующего поколения мРНК-вакцин с использованием технологии доставки липидных наночастиц с возможностью нацеливания на конкретные органы и ткани", — сказал Цяобин Сюй, профессор биомедицинской инженерии и соавтор исследования. Таргетинг достигается путем изменения химической структуры липидов, входящих в состав пузырьков (и других добавок), до тех пор, пока они не будут направлены в интересующий орган. В этом исследовании они обнаружили липидные наночастицы, которые концентрировались в лимфатических узлах (примерно в трех случаях из четырех) после подкожного введения мышам.

"Целенаправленное введение мРНК-вакцины вызывает надежный ответ CD8+ Т-клеток, демонстрируя превосходный защитный и терапевтический эффект в отношении интересующей нас меланомы", — сообщают авторы. У мышей с метастатической меланомой, которых лечили лимфоцелевой вакциной, наблюдалось значительное подавление опухоли и полная ремиссия в 40% случаев. Когда вакцина сочеталась с другим лечением для предотвращения подавления иммунного ответа раковыми клетками, рецидивов в течение длительного времени не наблюдалось.

Кроме того, все мыши, достигшие полной ремиссии, предотвратили образование новых опухолей при последующем введении им метастатических опухолевых клеток, что свидетельствует о том, что вакцина против рака создала отличную иммунную память.