Моя планета

Произойдет ли на Земле неизбежный разворот магнитных полюсов?

На протяжении 4,5 миллиарда лет магнитное поле Земли служит защитным экраном от космических частиц, особенно от Солнца. С момента своего появления эта защитная сфера претерпела многочисленные колебания и различные инверсии своих полюсов. Недавно эксперты предположили, что такая перестановка неизбежна. Однако новое исследование показывает, что это событие не произойдет в течение "долгого" времени.

Что такое разворот магнитного поля Земли?

Магнитное поле Земли генерируется конвективным движением ядра, которое состоит в основном из железной плазмы и находится в центре планеты. Во время разворота магнитный северный полюс и географический южный полюс меняются местами, происходит обратный разворот из-за нестабильности теплообмена в ядре. Возмущения в геомагнитном поле могут длиться от 1 000 до 10 000 лет, вызывая быструю миграцию двух полюсов вокруг земного шара. В течение геологической эпохи это явление происходит регулярно. По оценкам экспертов, за последние 200 миллионов лет поле Земли меняло направление не менее 300 раз, последний из которых произошел 780 000 лет назад.

Последствия разворота магнитных полюсов

Магнитное поле Земли отталкивает большинство космических частиц, включая солнечные ветры. Если бы Земля имела инертное ядро, то никакие формы жизни не могли бы существовать. Во время полярного сдвига магнитосфера особенно ослаблена, и воздействие солнечных ветров может быть очень вредным. Кроме того, этот процесс затронет и современные технологии.

По словам ученых, никаких серьезных опасений нет

Исследователи отметили, что за последние 180 лет активность магнитного поля Земли снизилась на 10%. Кроме того, ослабление его влияния над Южной Атлантикой, обнаруженное в 1958 году, позволило предположить, что магнитные полюса, возможно, уже находятся в процессе разворота.

Тем не менее в исследовании, опубликованном на сайте PNAS, рассматриваются повторяющиеся аномалии в нашей магнитосфере за последние 9 000 лет, подобные той, что началась в Южной Атлантике. Шведско-американские ученые, подготовившие доклад, согласны с тем, что этот магнитный толчок - лишь одна из многих "перепадов настроения" в ядре, и обратного хода не предвидится, по крайней мере, в ближайшем будущем. Хотя предсказать это явление практически невозможно, исследователи предполагают, что Земля подвергнется полярному развороту в течение 300 лет. Другими словами, событие в Южной Атлантике будет просто безвредным.

"Мы предполагаем, что период около 600 года до н.э., характеризующийся сильно асимметричным полем, может служить аналогом нынешнего поля. Аналогия подразумевает, что южноатлантическая аномалия, вероятно, исчезнет в ближайшие несколько сотен лет, что будет сопровождаться возвращением к более симметричной модели поля и, возможно, усилением осевого дипольного поля", — говорят авторы исследования.

Мы уже давно знаем, что магнитное поле является ключевым элементом для возникновения пышной земной флоры и фауны в течение очень длительного времени. Теперь, как сообщается, японские исследователи установили взаимосвязь между магнитным полем Земли и климатом, вызвав при этом ряд научных дискуссий.