АстрономияКосмонавтика

Процедура размораживания оптики "Евклида", похоже, работает правильно

Вчера поздно вечером, 20 марта 2024 года, ЕКА объявило, что предварительные анализы подтверждают успех новой процедуры "размораживания" космического телескопа "Евклид".

Всего за день до этого агентство сообщило, что слои водяного льда, "тонкие, как нить ДНК", затуманивают оптику телескопа, тем самым изменяя его высокочувствительный обзор. И, несмотря на стандартные процедуры по удалению льда, которые уже были разработаны и проводились с момента запуска, некоторые из них все еще влияют на работу приборов "Евклида".

Поэтому команды миссии приступили к разработке процедуры, которая не только полностью разморозит оптику, восстановив полную функциональность телескопа. Но и станет стандартной процедурой для всей миссии, чтобы в ближайшие годы поддерживать оптическую систему как можно дольше свободной ото льда.

Откуда берется лед?

С запуском аппаратов в космос у Евклида возникла проблема. Вода, содержащаяся в воздухе во время сборки различных компонентов на Земле, была частично поглощена и сохранена, а теперь высвобождается. Однако в ледяной среде космоса освобожденные молекулы воды стремятся прилипнуть к первой попавшейся поверхности (из-за поверхностного натяжения воды) и замерзнуть в лед.

ЕКА не раскрывает, на какие компоненты влияет выделение воды и наличие льда. Оно сделало ряд оценок, основываясь, в частности, на том, что в последние месяцы данные прибора VIS телескопа, работающего в видимом диапазоне, показали постепенное уменьшение количества измеряемого света.

Эти оценки, которые агентство называет "отличными", могут быть подтверждены только после того, как дальнейшая процедура размораживания будет завершена и (будем надеяться) даст хорошие результаты.

В настоящее время "Евклид" работает хорошо

В качестве дополнительной антиобледенительной процедуры команды миссии выбрали постепенный нагрев компонентов, подверженных низкому риску деформации под воздействием тепла.

Они начали с нагрева двух зеркал "Евклида" по отдельности и независимо друг от друга. Затем они проанализировали (и продолжают анализировать) данные, полученные от приборов, чтобы убедиться, что потеря света не продолжается, то есть проверить, какой процент фотонов собирается и не уменьшается ли он со временем.

Первоначальный анализ реакции компонентов "Евклида" на процедуру оттаивания, которая началась несколько дней назад, показывает, что телескоп реагирует хорошо. Таким образом, этот результат подтверждает, что подход к оттаиванию, разработанный командой, может быть использован и в долгосрочной перспективе.