Археология

Пирамида возрастом 27 000 лет может быть построена человеком, утверждают исследователи

Недавнее открытие потенциально пирамидальной структуры под доисторической стоянкой Гунунг Паданг в Индонезии вызвало бурную реакцию в археологическом сообществе. Если утверждения о человеческом происхождении и возрасте 27 000 лет окажутся верными, открытие может не только переосмыслить историю человеческой цивилизации в этом регионе, но и бросить вызов нашему пониманию глобальной истории архитектуры и строительства.

Неоднозначное открытие

В статье, опубликованной в журнале Archaeological Prospection, была выдвинута теория о том, что объект Гунунг Паданг может быть пирамидой, построенной около 27 000 лет назад. Это утверждение, если оно подтвердится, оттеснит Великие пирамиды Египта и городище Гёбекли-Тепе в Турции от статуса древнейших известных мегалитических сооружений. Дэнни Хилман Натавиджая, геолог из Национального агентства исследований и инноваций (BRIN) в Индонезии и соавтор статьи, утверждает, что для строительства таких пирамид требовались передовые навыки каменной кладки, что свидетельствует о развитой цивилизации того времени.

Раскопки с целью обнаружения

Исследования, проведенные в 2011-2014 годах, показали, что Гунунг Паданг состоит из пяти каменных террас со связанными между собой подпорными стенами и лестницами, расположенных на вершине потухшего вулкана. Было выявлено четыре слоя, которые интерпретируются как различные фазы строительства. Самый глубокий слой — затвердевшая лавовая сердцевина — предположительно был "тщательно вытесан". Последующие слои, состоящие из камней, выложенных как кирпичи, были датированы по углероду, что указывает на периоды строительства от 27 000 до 3 100 лет до нашей эры.

Растущий скептицизм

Однако многие исследователи по-прежнему скептически относятся к этим утверждениям. Лутфи Йондри, археолог из BRIN, указывает, что археологические данные свидетельствуют о том, что этот регион был заселен людьми каменного века, жившими в пещерах между 12 000 и 6 000 лет назад, то есть намного позже периода, когда пирамида была предположительно построена. Флинт Диббл, археолог из Университета Кардиффа, ставит под сомнение выводы, сделанные на основе представленных данных, указывая, что нет четких доказательств того, что погребенные слои были построены людьми.

Продолжающееся расследование

Разногласия побудили журнал Archaeological Prospection и его издателя, компанию Wiley, начать расследование по поводу этой статьи. Эйлин Эрненвейн, археолог-геофизик из Университета штата Теннесси и соредактор журнала, говорит, что расследование проводится в соответствии с рекомендациями Комитета по публикационной этике. Цель этого расследования — уточнить обоснованность открытий и интерпретаций, представленных в статье.

Находка в Гунунг Паданге, хотя и является интересной, по-прежнему окутана тайнами и спорами. Оно подчеркивает трудности, возникающие при интерпретации археологических данных, а также необходимость тщательного исследования и открытого сотрудничества в научном сообществе для раскрытия секретов нашего прошлого.