НовостиПланетология

Первые следы океана под поверхностью маленького спутника Мимас

Новые исследования поверхности самой внутреннего спутника Сатурна свидетельствуют о наличии подземного океана. Если да, то это будет новый класс потенциально пригодных для жизни миров.

Недавнее исследование Алиссы Роуз Роден, геофизика из Южного исследовательского института, и Мэтью Э. Уокера, исследователя из Института планетологии, показало возможность того, что Мимас может скрывать под своей поверхностью океан. Хотя этот спутник Сатурна не проявляет признаков геологической активности, измерения, проведенные миссией "Кассини", свидетельствуют о либрации спутника. Это колебание можно объяснить наличием водного океана под ледяным панцирем толщиной 24-31 км.

Либрация — это колебания тела вокруг оси вращения, обусловленные особенностями его внутренней структуры. Миссия Кассини, организованная в сотрудничестве НАСА, ЕКА и ASI для изучения Сатурна, его колец и спутников, измерила небольшое изменение во вращении спутника. Учитывая эту либрацию и эксцентриситет спутника, который больше, чем у соседнего Энцелада, исследователи провели несколько симуляций для изучения механизмов нагрева Мимаса, способных поддерживать подземный океан.

В отличие от Энцелада, на этом спутнике нет геологической активности, способной разогреть недра и обеспечить наличие жидкой воды. Однако приливные и гравитационные силы между Сатурном и Мимасом могут генерировать достаточно тепла, чтобы сделать возможным образование океана. Цель проведенного моделирования заключается именно в этом: продемонстрировать, что этот процесс возможен даже в инертном на первый взгляд спутнике. Результаты были положительными. Действительно, приливное нагревание вместе с теплом, обеспечиваемым действующими гравитационными силами, обеспечивает существование жидкой воды в недрах, совместимое с толстым слоем льда, покрывающим его.

Новый класс пригодных для жизни миров

Мимас — самый внутренний спутник Сатурна. Небольшие размеры спутника (его диаметр составляет 396 км) и наличие большого количества кратеров на его поверхности никогда не делали его интересным объектом для поиска следов воды под поверхностью. Однако благодаря Кассини это может измениться.

Мимас (внизу слева) в сравнении с Сатурном и его кольцами. Снимок был сделан "Кассини" в июле 2016 года на расстоянии около 907 000 км от планеты-гиганта.

Энцелад, Европа и Титан принадлежат к классу миров, известных как IWOW, внутренние водные океанические миры. В эту категорию входят спутники и планеты, на которых в каменистых или ледяных недрах находятся океаны. Но их присутствие не так загадочно, как в случае с Мимасом. На самом деле, геологическая активность этих спутников хорошо известна, они нагревают недра планеты, что позволяет километрам воды образовывать бассейны.

Если на Мимасе действительно есть океан, то он попадет в новый класс потенциально пригодных для жизни миров. Эти миры могут казаться инертными, но на самом деле они имеют внутренний нагрев, не связанный с геологической активностью, что может привести к появлению настоящего океана под их поверхностью. Таким образом, численность потенциально пригодных для жизни миров станет намного больше. Планеты и спутники, казалось бы, лишенные внутреннего тепла, могут ревностно скрывать океанические миры под километрами инертного льда, например, благодаря теплу, генерируемому приливными силами в системе.