Палеонтология

Обнаружены очень странного вида окаменелости деревьев, датируемые 350 миллионами лет назад

Исследователи обнаружили несколько нетипичных окаменелостей доисторических деревьев на северо-востоке Канады, в провинции Нью-Брансуик. Эти останки уникальной формы сохранились в месте, которое когда-то было озером — миллионы лет назад. Изучение этого места, которое сейчас является карьером, началось около семи лет назад. Обнаруженный вид был назван Sanfordiacaulis densifolia.

Самые старые известные ископаемые деревья датируются концом девонского периода — геологического периода, который длится примерно с 419 до 358 миллионов лет до нашей эры. Недавно обнаруженные окаменелости Sanfordiacaulis densifolia, напротив, относятся к раннему каменноугольному периоду, который последовал за девонским, между 358 и 298 миллионами лет назад.

Таким образом, это самые древние деревья из когда-либо обнаруженных. Это открытие представляет собой значительный прогресс в нашем понимании эволюции древней растительной жизни не только из-за уникального строения санфордиакаулиса, но и из-за редкости экземпляров, кроны которых сохранились.

Согласно работе Роберта Гастальдо и его команды, эти деревья занимали подлесок, процветая под пологом, образованным более высокими деревьями. Это может свидетельствовать о том, что S. densifolia приспособила свой рост и структуру к менее солнечной среде. Исследование было опубликовано в начале февраля в журнале Current Biology.

Деревья с характерной формой

Sanfordiacaulis densifolia развивался в виде плотного полога, простирающегося на 5,5 метров вокруг неодревесневшего ствола, диаметр которого едва достигал 16 сантиметров. Его листья были бы длиной от 1 до 1,75 метра. Архитектура этого растения сильно отличается от современных деревьев.

По мнению исследователей, Sanfordiacaulis densifolia приняла такую форму, чтобы оптимизировать свой рост за счет максимального перехвата света для фотосинтеза. Более того, на дереве может разместиться около 250 листьев, что свидетельствует о его способности создавать большую листовую поверхность для захвата света.

3D-изображение Sanfordiacaulis densifolia.

Хорошо сохранившиеся окаменелости

Обнаруженные окаменелости могли сохраниться после землетрясения. В результате этого события листва и деревья переместились к озеру, где они были погружены в воду и окончательно вдавлены в дно озера. Этот процесс создал благоприятные условия для окаменения деревьев, изолировав их от кислорода и разлагающих веществ.

Поверхность скалы с окаменевшими следами листьев.

По словам команды исследователей, крайне редко встречаются ископаемые деревья, у которых сохранились и были прикреплены к стволу верхние части (ветви и листья), как в случае с образцами, представленными в данном исследовании. Исследователи также отмечают, что большинство обнаруженных до сих пор образцов древних деревьев относительно малы и часто представляют собой окаменевшие стволы с пнями или корневой системой. Поверхность скалы с окаменевшими следами листьев.

Сохранение ветвей и листьев в соединении со стволом позволяет по-новому взглянуть на биологию и экологию древних деревьев. Это позволяет ученым изучить структуру растения в целом, в том числе то, как были расположены ветви и листья, которые потенциально могли влиять на ключевые функции, такие как фотосинтез. Однако до сих пор исследователям не удалось установить точное место этого вида на филогенетическом древе и его взаимоотношения с другими формами жизни.