Геология

Обнаружена магнитная аномалия и гидротермальная система, скрытая глубоко под озером Роторуа, Новая Зеландия

В самом сердце Новой Зеландии озеро Роторуа, известное своей интенсивной геотермальной активностью, раскрывает новые секреты, которые долгое время оставались погребенными под его поверхностью. Недавняя научная экспедиция обнаружила глубокую магнитную аномалию, свидетельствующую о скрытой гидротермальной системе.

Озеро Роторуа, расположенное в неактивном вулканическом кратере на Северном острове Новой Зеландии, — это место исключительной природной красоты и большого культурного значения. Недавняя научная экспедиция по изучению дна озера Роторуа под руководством исследователей из новозеландского исследовательского института GNS Science выявила глубокую магнитную аномалию и скрытую гидротермальную систему, свидетельствующую об активных геологических процессах.

В сотрудничестве с Королевским военно-морским флотом Новой Зеландии озеро стало объектом углубленного исследования, включающего детальное картирование и магнитный анализ. Собранные данные позволят лучше понять вулканическую и гидротермальную активность в вулканической зоне Таупо.

Открытие удивительных геологических особенностей

Исследователям удалось нанести на карту около 68% дна озера Роторуа (55 км), расположенного в вулканически активном районе Таупо, Новая Зеландия. В результате картографирования были обнаружены удивительные геологические особенности, в том числе серия небольших кратеров, свидетельства прошлой вулканической активности и следы древней реки, очерчивающие под-озерный ландшафт, формировавшийся под воздействием динамичных природных сил на протяжении тысячелетий.

Изображение реки дает возможность увидеть связь с ландшафтом, существовавшим до образования озера Роторуа, что связано с последним оседанием кальдеры Роторуа около 220 000 лет назад. Геологические данные свидетельствуют о том, что возраст озера Роторуа составляет не менее 65 000 лет, а его нынешний уровень сохраняется на протяжении 22 000 лет. Корнель де Ронде, ученый из GNS Science и ведущий автор исследования, рассказал Live Science, что увидеть "магнитные карты — это все равно, что впервые надеть очки и не осознавать, что они вам нужны".

В частности, команда создала тепловую карту, указывающую на наличие источников тепла, предположительно из-за теплой воды, поднимающейся к поверхности дна озера. Несмотря на эти признаки геотермальной активности, температура воды на дне озера остается относительно низкой - около 14 градусов Цельсия, — отмечает де Ронде. Огромные водные просторы помогают разбавить тепловой поток из-под земли, ограничивая колебания температуры примерно 1 градусом Цельсия в течение одного месяца.

Исследование магнитной интенсивности, показывающее крупную аномалию в южной части озера © GNS Science

Еще более интригующим является обнаружение крупной магнитной аномалии в южной части озера. Эта аномалия является результатом глубоких минералогических преобразований, когда гидротермальные жидкости, протекающие через коренные породы, превратили магнетит (природный магнитный минерал) в пирит, также известный как "золото дурака", который имеет гораздо менее выраженную магнитную подпись.

Последствия скрытой геотермальной активности

Обнаружение магнитной аномалии и активной гидротермальной системы под озером расширило наше научное представление о геотермальных явлениях, характерных для этого знакового региона Новой Зеландии. Эти открытия дают более точное понимание того, как подземная вулканическая активность влияет на окружающие озеро и наземные экосистемы, и предлагают ценные данные для моделирования геотермальных систем. Такое моделирование необходимо для оценки энергетического потенциала региона, оптимизации эксплуатации природных ресурсов и прогнозирования рисков, связанных с вулканической активностью.

Доктор Корнел де Ронде отмечает в пресс-релизе: "Это прекрасный пример целостного подхода к пониманию наших вулканических озер с геотермальной структурой, позволяющий нам лучше смоделировать сложную работу геотермальной системы Роторуа, выходящей из Сульфур-Пойнт".

Помимо научного аспекта, это открытие имеет важное культурное значение для общин маори в регионе. Озеро Роторуа имеет огромное духовное и историческое значение для маори, которые видят в нем связь со своими предками и традициями. Обнаружение гидротермальной системы в под-озерной зоне придает новый смысл месту, и без того богатому историей и легендами. Это напоминание о глубокой связи между коренными народами и окружающей средой, основанной на глубоком понимании природных сил. Раскрывая секреты, погребенные под озером, это исследование подчеркивает важность сохранения этих мест не только из-за их экологической и геологической ценности, но и из-за их бесценного культурного наследия.