Здоровье и медицина

Новые методы позволяют обнаружить рак за несколько лет до его появления

Новый исследовательский институт разработал методы ранней диагностики, которые позволяют обнаружить изменения в клетках за несколько лет до того, как они станут раковыми. Эти ранние изменения остаются скрытыми в течение длительного времени, прежде чем болезнь внезапно проявит себя. На основе этих открытий в настоящее время разрабатывается несколько методов диагностики рака пищевода, рака простаты и лейкемии.

Открывшийся в 2022 году Институт раннего рака при Кембриджском университете — это исследовательский центр, специально предназначенный для профилактики и раннего выявления рака. Для этого исследования сосредоточены на выявлении ранних клеточных и молекулярных факторов, которые могут спровоцировать развитие опухолей. Одновременно разрабатываются передовые методы диагностики, позволяющие определить эти маркеры и предсказать риск развития рака. Конечная цель — создать способы борьбы с раком задолго до появления симптомов.

Исследования недавно показали, что рак развивается поэтапно. У многих людей предраковые состояния развиваются за несколько лет до постановки диагноза. Другими словами, эти состояния остаются неразрешенными в течение многих лет или даже десятилетий до появления первых симптомов. Поэтому выявление маркеров, лежащих в основе этих состояний, открывает перед врачами широкие возможности для маневра. Это не только повысит шансы на успешное лечение и выживаемость, но и значительно сократит расходы на лечение.

Стратегии ранней диагностики и вмешательства контрастируют с существующими подходами к большинству форм рака. "В настоящее время мы поздно обнаруживаем многие виды рака и вынуждены изобретать лекарства, которые становятся все более дорогими", — сказала Ребекка Фитцджеральд, директор института, в интервью The Guardian. Однако "зачастую мы продлеваем жизнь лишь на несколько недель или месяцев, что обходится в десятки тысяч долларов", — добавила она.

Более доступные и менее инвазивные инструменты

Среди последних достижений Института раннего рака - "цитоспонж", инструмент для обнаружения предраковых клеток в пищеводе. Изначально разработанный для диагностики пищевода Баретта (хронического заболевания, которое может быть предвестником рака), он состоит из небольшой капсулы, прикрепленной к нити, которую можно проглотить. Попадая в желудок, она расширяется, впитывая желудочный сок, как губка. Когда ее извлекают, из нее собирают клетки пищевода.

Клетки собираются для выявления тех, в которых присутствует белковый маркер под названием TFF3, признанный специфичным для предраковых клеток. В ближайшее время капсула станет объектом клинических испытаний как при пищеводе Баретта, так и при раке пищевода. По словам Фицджеральда, "губчатая капсула, простой и быстрый тест на пищевод Барретта, может вдвое сократить количество смертей от рака пищевода в год".

По оценкам исследователей, тесты с использованием цитоспонжа будут намного дешевле, быстрее (около 10 минут) и менее неприятными и инвазивными для пациента, чем эндоскопия. Кроме того, устройство может быть использовано в ходе простой врачебной операции и не потребует госпитализации.

Другой подход, над которым работает команда, заключается в анализе образцов крови. Образцы крови, участвовавшие в исследовании, были первоначально предоставлены 200 000 женщин в рамках программы скрининга на рак яичников и хранились в течение нескольких десятилетий. Проанализировав образцы, исследователи выявили четкие генетические маркеры, характерные для тех, у кого развилась лейкемия через 10-20 лет после взятия образцов.

"Мы обнаружили, что в крови человека происходят четкие генетические изменения более чем за десять лет до того, как у него начинают проявляться симптомы лейкемии", — говорит руководитель исследовательской группы Джейми Бланделл. Другая группа (не связанная с институтом) работает над более или менее похожей стратегией ранней диагностики колоректального рака.

Кроме того, другая команда института выявила ранние маркеры, связанные с раком простаты. По мнению экспертов, их обнаружение может быть гораздо более эффективным для выявления людей, находящихся в группе риска, чем нынешние тесты, основанные на оценке уровня простат-специфического антигена (PSA).