КосмонавтикаНовости

Непреднамеренно НАСА перенаправило несколько астероидов на Марс

В 2022 году НАСА совершило технологическое достижение, отправив космический аппарат DART для столкновения с астероидом Диморфос, размером с Великую пирамиду Гизы. Целью этой миссии было продемонстрировать возможность изменения траектории космических объектов — важнейший шаг к защите нашей планеты от потенциальных угроз, исходящих от астероидов. DART успешно не только отклонил Диморфос, но и выбросил в космос несколько камней с астероида. И, согласно расчетам, некоторые из них могут попасть на Марс.

Миссия, полная уроков

Миссия НАСА DART была успешно запущена в 2022 году для изучения астероида Диморфос, спутника Дидимоса в бинарной системе астероидов. Диморфос был выбран в качестве объекта исследования, потому что он дает уникальную возможность изучить реакцию астероида на высокоскоростное столкновение. Запланированное столкновение с космическим аппаратом DART должно было отклонить его орбиту, чтобы проверить этот подход в случае реальной угрозы для Земли.

Помимо основной цели — отклонения орбиты — целью миссии было также изучение механических последствий столкновения. Радиолокационные наблюдения и взаимные затмения выявили длинный хвост пыли, напоминающий комету. Первоначально эта пыль затрудняла четкое наблюдение результатов столкновения. Однако со временем обломки рассеялись, что позволило космическому телескопу "Хаббл" идентифицировать около сорока отдельных камней, движущихся вместе с системой Дидимос/Диморфос. Некоторые из этих камней, диаметром от четырех до семи метров, смогли избежать гравитационного притяжения системы.

Астероид Диморфос в окружении камней.

Марс может быть задет

Недавно численное моделирование предсказало, что эти объекты не будут представлять угрозы для Земли в течение этого периода. А вот Марс, напротив, может оказаться под угрозой столкновения. Хотя их средняя скорость невелика, эти камни сейчас находятся на траекториях, по которым они будут пересекать орбиту Марса несколько раз в течение следующих 20 000 лет.

По оценкам специалистов, такие столкновения могут происходить примерно два раза в 6 000 лет и еще два раза в 15 000 лет в будущем. Хотя ожидается, что большинство камней разлетится на фрагменты при входе в марсианскую атмосферу, некоторые из них могут образовать небольшие ударные кратеры диаметром около 200-300 метров, если им удастся достичь поверхности.

Таким образом, результаты этого исследования дают важную информацию о потенциальной опасности, которую могут представлять для Марса столкновения с астероидами в отдаленном будущем.