Космонавтика

НАСА было поручено разработать единый стандарт времени для Луны

На 2024 год запланировано не менее пяти космических миссий, которые отправятся к поверхности Луны, и столько же — на лунную орбиту. К 2025 году эта цифра может легко удвоиться. В связи с растущим интересом к исследованию нашего спутника Соединенные Штаты решили оснастить себя системой лунного времени, которая также может быть использована на международном уровне.

Задача по созданию этого нового лунного стандарта времени (который будет официально называться координированным лунным временем) была возложена на НАСА исполнительной канцелярией президента, то есть Белым домом. НАСА поручило космическому агентству заняться разработкой этого лунного стандартного времени в качестве первой попытки разработать стандартное время, подходящее для всех космических миссий, а не только для лунных.

Крайний срок разработки нового стандартного времени установлен на 31 декабря 2026 года. Однако к концу 2024 года НАСА должно будет включить эту цель в качестве приоритетной в программу "Инициатива от Луны до Марса". Эта программа, которую НАСА пересматривает и обновляет каждый год, содержит все инициативы по исследованию Луны и разработке технологий для полетов на Марс в будущем.

Зачем нужно лунное стандартное время?

Наличие точного, общего расписания, основанного на лунной динамике, важно по двум причинам. В настоящее время лунные миссии, запускаемые на Луну, управляются по времени, установленному на месте запуска или в пункте управления миссией. Затем это время переводится в UTC.

С другой стороны, при работе со средствами связи или навигации спутники и антенны должны точно знать свое время, чтобы получать точные значения положения. Для этих режимов всегда используется время UTC, которое при необходимости конвертируется в местное время центра управления полетами, то есть выполняется обратная операция. Наличие стандартного лунного времени позволяет упростить все эти преобразования.

Вторая причина связана с различиями между течением времени на Луне и на Земле. Это явление описывается теорией относительности Эйнштейна, согласно которой вблизи очень разных масс время течет с разной скоростью. На Луне это отклонение составляет около 58 микросекунд в земные сутки (в зависимости от района Луны).

Это означает, что часы на Луне и на лунной орбите будут переходить на одну секунду каждые пятьдесят лет по сравнению с земными. Эти значения ничтожны для любого обычного использования, но они важны для спутников, которые мы будем нести на лунной орбите. Если они должны будут синхронизировать время с земным UTC, нам придется придумать, как точно оценить релятивистскую погрешность. Если же они будут синхронизироваться по лунному стандартному времени, операция будет проще, а результат — точнее.