Природа

На Земле более половины всех видов обитают под землей

До сих пор мы считали, что около четверти биоразнообразия развивалось преимущественно в почве. Однако в рамках исследования ученые недавно переоценили эти результаты, рассмотрев большее число групп видов. В итоге оказалось, что для более чем половины из них почва является важнейшей средой обитания.

Сложный и разнообразный подземный мир

Почва - это экосистема, в которой обитает множество живых организмов. Однако общее разнообразие подземных форм жизни остается практически неизвестным. Во многом это объясняется сложностью данной среды. Методы отбора проб также ограничены, поскольку охватывают лишь небольшую часть подземной экосистемы. Предыдущие попытки подсчета биоразнообразия почвы также учитывали только определенные типы организмов (например, животных).

Однако в новом исследовании ученые из Швейцарского федерального института изучения лесов, снежного покрова и ландшафтов провели обзор литературы по биоразнообразию, позаботившись о том, чтобы включить в него представителей от простейших организмов (микробов) до самых сложных (млекопитающих). Анализ показал, что в почвах земли, вероятно, обитает около 59% (± 15%) видов. Точнее, 59% видов зависят от почвы на одном или нескольких этапах своей жизни. Эта оценка примерно в два раза превышает предыдущие.

Среди изученных групп наибольшая доля зависимости от почвы отмечена у Enchytraeidae, известных также как белые личинки (98,6%). Эти организмы зачастую меньше типичных дождевых червей и имеют более прозрачный вид (отсюда и их название). Они широко распространены и играют важную роль в наземных экосистемах, особенно во влажных и богатых органическими веществами почвах. За ними следуют грибы (на 90% зависят от почвы), растения (85,5%) и Isoptera - инфраотряд общественных насекомых, более известных как термиты (84,2%).

Неудивительно, что наименьшая зависимость от почвы оказалась у млекопитающих - около 4% из них зависят от почвы на одном или нескольких этапах своего жизненного цикла.

Еще один шаг к сохранению видов

Эти результаты, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences USA, важны по двум причинам. Во-первых, они подтверждают, что почвы являются наиболее богатой с точки зрения биоразнообразия отдельной средой обитания. Во-вторых, более точная оценка биоразнообразия почв может оказать существенное влияние на методы сохранения и управления наземными экосистемами.

Более точное понимание разнообразия организмов, обитающих в почвах, и выявление ключевых видов, играющих решающую роль в экологических процессах, позволит руководителям принимать более обоснованные решения по сохранению и восстановлению среды обитания. Подобные исследования также могут помочь в разработке более устойчивых методов ведения сельского хозяйства, способствующих оздоровлению почв.