Палеонтология

Ленточные черви были распространены уже во времена динозавров

Ученые давно предполагают, что ленточные черви, неприятные кишечные паразиты, существовали с незапамятных времен, но до сих пор не было прямых ископаемых доказательств, подтверждающих эту теорию. Теперь это стало возможным. Международная группа исследователей объявила об обнаружении одного из этих существ, которое пролежало в янтаре около 100 миллионов лет, что позволяет по-новому взглянуть на эволюцию этих паразитов и их древнее сосуществование с другими организмами.

Исключительное открытие о ленточных червях

Несмотря на вездесущность в современных экосистемах, паразиты редко сохраняются в геологических архивах, особенно такие паразиты, как ленточные черви. Эти паразиты, принадлежащие к специализированной группе плательминтов (или плоских червей), имеют сложный жизненный цикл, в котором участвуют как минимум два хозяина, и заражают самых разных позвоночных. Они питаются питательными веществами в кишечнике своих жертв, прикрепляясь к ним с помощью захватывающих головок, снабженных крючками, присосками или щупальцами. Они также могут заражать различных хозяев, включая людей и домашний скот, и обычно распространяются через яйца или личинки, попавшие в зараженную пищу, почву или воду.

Однако из-за мягких тканей и скрытой среды обитания их окаменелости встречаются крайне редко. До сих пор единственный широко признанный пример ископаемых ленточных червей относится к пермскому периоду, в виде яиц, обнаруженных в копролите акулы. Такая скудность ископаемых тел значительно ограничивает наше понимание их ранней эволюции, что делает это открытие еще более значимым.

Фрагмент, обнаруженный в янтаре

Эта доисторическая окаменелость, обнаруженная в среднемеловом качинском янтаре из долины Хукавнг на севере Мьянмы, дает редкое представление об эволюционной истории ленточных червей. В янтаре, который образовался на доисторическом побережье, сохранился фрагмент щупальца ленточного червя. Характеристики этого фрагмента соответствуют характеристикам современных особей, заражающих эласмобранхов, таких, как скаты и акулы.

Ископаемый ленточный червь (A) в сравнении с современным ленточным червем (B). На снимке C - изображение щупальца живого ленточного червя, полученное с помощью сканирующего электронного микроскопа.

Исследователи полагают, что этот ископаемый экземпляр заразил эласмобрахию, выброшенную на пляж во время прилива или шторма. После этого животное укусил наземный хищник или падальщик, выпустив щупальце ленточного червя, которое застряло в смоле близлежащего растения.

Художественный портрет того, как ленточный червь внутри выброшенной на берег эласмобрахии, например ската или акулы, мог быть извлечен хищником или падальщиком (в центре), а затем застрял в куске смолы (слева).

Это открытие ставит под сомнение прежние знания об эволюционной истории ленточных червей. Хотя ученые считали, что эти паразиты существуют уже около 100 миллионов лет, отсутствие прямых ископаемых свидетельств затрудняло подтверждение этой теории. Однако эта окаменелость дает ощутимое подтверждение их древности как кишечных паразитов.

Подробности исследования опубликованы в журнале Geology.