АстрономияНовостиПалеонтология

Комета могла вызвать исчезновение динозавров, а не астероид

Астрономы предлагают альтернативу вымиранию не птичьих динозавров. Комета, идущая прямо из облака Оорта, а не астероид, могла отклониться от курса под действием силы тяжести Юпитера, что привело ее к трению о Солнце. Мощные приливно-отливные силы нашей звезды тогда оторвали бы фрагменты этой кометы, и один из них, наконец, столкнулся бы с Землей.

Вымирание динозавров

Шестьдесят шесть миллионов лет назад камень диаметром около десяти километров, спокойно проплывший через пояс астероидов, был отклонен со своего пути, чтобы закончить свое путешествие по нашей планете. Взрыв и его последствия привели к исчезновению около 75 процентов всех живых существ. Первыми жертвами были динозавры, за ними следовали морские существа и растения.

По крайней мере, это наиболее широко принятая гипотеза с начала 1980-х годов. Она основана на анализе осадочных слоев, расположенных на границе мела и палеогена - обнаруженных во всем мире, - который включает в себя необычайно высоких концентраций иридия - металла, который чаще встречается в астероидах, чем на Земле.

С тех пор специалисты определили наиболее вероятное место падения: большой кратер Чиксулуб в Мексике, впервые обнаруженный в конце 1970-х годов. Эта гипотеза была подтверждена в 2016 году, когда в рамках проекта бурения были взяты образцы керна, подтвердив, что поверхность подвергалась огромному давлению, в течение нескольких минут.

При этом группа астрономов теперь предлагает альтернативу этому происхождению. Их работа опубликована в Scientific Reports.

Кометное происхождение?

Студент Гарвардского университета Амир Сирадж и астрофизик Ави Леб несколько лет назад начали изучать частоту столкновений астероидов и комет с земными экзопланетами. Эта работа также заставила их сосредоточиться на так называемых долгоживущих кометах нашей солнечной системы. В основном они приходят из Облака Оорта, расположенного на краю Солнечной системы, примерно в 100 000 астрономических единиц от Солнца. Это в 100000 раз больше расстояния от Земли до Солнца.

Их анализ выявил несколько моментов. С одной стороны, гравитационное поле Юпитера достаточно сильно, чтобы отклонить многие долгопериодические кометы от Облака Оорта, приближая их очень близко к Солнцу.

С другой стороны, что значительная часть событий пересечения Земли этими кометами непосредственно предшествовала удивительно близким встречам с Солнцем.

В-третьих, моделирование также показало, что кометы диаметром от 10 до 60 километров могут быть разорваны на более мелкие фрагменты мощными приливными силами нашей звезды.

Исследователи также установили, что эти события происходят так часто - и производят такое большое количество фрагментов - что вероятность того, что вероятность того, что они вызовут удар размером с Чиксулуб, больше, чем частота столкновений с популяциями астероидов.

Необычный состав ударного кратера Чиксулуба - углеродистый хондрит - снова предполагает, что он, вероятно, произошел из Облака Оорта, где этого материала гораздо больше, чем в главном поясе астероидов.

Наконец, авторы также сообщают о других ударных кратерах аналогичного состава, в частности о кратере Вредефорт в Южной Африке - результат удара около двух миллиардов лет назад - и кратере Жаманшин в Казахстане, который образовался в результате удара в течение последнего миллиона лет. Однако это время согласуется с расчетами Сираджа и Леба, предполагающими, что такие объекты должны падать на Землю каждые 250 000-730 000 лет.

Хотя теория привлекательна, она в основном основана на симуляциях. Очевидно, что для подтверждения этого потребуется дальнейшая работа. В частности, исследователи планируют посмотреть на чилийскую Обсерваторию Вера Рубин - которая увидит свой первый свет в следующем году - чтобы подтвердить свою гипотезу. "Я надеюсь, что мы сможем проверить теорию, имея больше данных о долгоживущих кометах, получая более точную статистику и, возможно, увидев некоторые свидетельства наличия некоторых фрагментов", - заключает Ави Леб.