Природа

Когда уровень моря был максимальным?

Уровень моря на наших побережьях — безмолвный свидетель геологических и климатических потрясений, которые формировали нашу планету на протяжении веков. Хотя изменение климата ускоряет таяние льдов и повышение уровня моря, остается открытым вопрос: были ли моря когда-нибудь выше, и если да, то когда?

Записи мелового периода

В непостижимых глубинах геологической истории нашей планеты уровень моря претерпевал впечатляющие колебания, свидетельствуя о титанических силах, сотрясавших нашу планету на протяжении веков. Исследование, опубликованное в 2022 году в журнале Gondwana Research, проливает свет на один из таких замечательных моментов: около 117 миллионов лет назад, в аптскую эпоху мелового периода, моря достигли огромных высот, превышающих современный уровень почти на 200 метров.

Как можно объяснить этот феномен?

Этот впечатляющий подъем уровня моря можно объяснить сложной комбинацией геологических и климатических факторов. Во-первых, в аптскую эпоху движения тектонических плит были особенно активными, что привело к значительным изменениям в рельефе морского дна. Подводная вулканическая деятельность, субдукция океанических плит и столкновения континентов — все это могло изменить глубины океанов и повлиять на объем океанической воды, тем самым воздействуя на глобальный уровень моря.

Важнейшие климатические изменения в этот период также сыграли решающую роль в повышении уровня моря. Такие факторы, как парниковый эффект, колебания орбиты Земли и изменения в распределении континентальных массивов суши, вызвали колебания температуры и осадков, что привело к таянию континентальных ледяных шапок и ледников. В результате высвобождения воды произошло бы увеличение объема океанов, а значит, и повышение уровня моря.

Наконец, мы знаем, что эрозия суши может приводить к выбросу осадочных пород в океаны, увеличивая объем океанической воды. Кроме того, оседание прибрежных районов, вызванное тектоническими движениями или оседанием ледниковых масс, также может способствовать локальному повышению уровня моря.

В целом эти процессы сложным образом взаимодействуют между собой, создавая условия, способствующие значительному повышению уровня моря. Однако точные колебания уровня моря в далеком прошлом Земли по-прежнему окутаны тайной. Исследования некоторых ученых позволяют предположить, что уровень моря был выше задолго до мелового периода, когда Земля еще формировалась и не имела стабилизированных континентов и массивов суши.

Колебания в масштабах человеческой истории и вызов будущего

В масштабах, более привычных для истории человечества, моря также поднимались до головокружительных высот. Около 120 000 лет назад, во время последнего межледникового периода, моря достигли захватывающего дух пика: их уровень поднялся на шесть метров выше сегодняшних показателей. Эта климатическая история, пронизанная жарой и таянием льдов, напоминает об изначальных ритмах нашей планеты, когда природные циклы диктовали судьбы океанов и суши.

Сегодня, когда мы стоим на пороге новой эры, на лице Земли остались следы человека. Благодаря глобальному потеплению наша деятельность вновь привела к подъему воды. Однако масштабы этого явления еще предстоит определить. Пять лет назад одно из исследований показало, что к 2100 году уровень моря может подняться на два метра, в то время как другие исследователи называют цифру около пятидесяти сантиметров или даже чуть меньше. Как бы то ни было, облик наших берегов уже никогда не будет прежним.