Антропология

Когда люди начали носить одежду?

История человечества сплетена из множества событий, от освоения огня до изобретения колеса. Среди этих достижений одним из самых личных и в то же время наименее задокументированных является появление одежды. Это, казалось бы, простое нововведение знаменует собой фундаментальный этап в нашей эволюции. Но если каменные орудия и древние постройки рассказывают свои истории на протяжении веков, то одежда оставила очень мало прямых следов. Чтобы распутать нить этой загадки, исследователи обратились к маленькому паразиту, который хорошо знаком нашим детям.

От лазания по деревьям до необходимости прикрываться

Эволюция первых людей от их обезьяноподобных предков отмечена несколькими ключевыми эволюционными вехами, которые сформировали наш вид и его образ жизни. Одним из таких значительных изменений стал переход от жизни на деревьях к преимущественно наземному существованию. Этот переход привел к появлению бипедализма - способности стоять вертикально и ходить на двух ногах. Эта адаптация дала ряд преимуществ, таких как возможность более эффективно преодолевать большие расстояния, освободить руки для использования инструментов и улучшить зрение на дальние расстояния за счет вертикального положения.

Наряду с этими изменениями, еще одним важным изменением стала постепенная потеря шерсти на теле, покрывавшей обезьяноподобных предков человека. Эта потеря меха рассматривается как адаптивная реакция на новые условия и образ жизни. Уменьшение количества меха на теле, вероятно, помогло регулировать температуру тела во время охоты или сбора пищи под жарким солнцем, способствуя отводу тепла через пот. Однако это также сделало человека более уязвимым к неблагоприятным условиям окружающей среды, таким как холод и ультрафиолетовое излучение.

Столкнувшись с этой новой уязвимостью, ранние люди должны были разработать стратегии защиты от стихии. Одной из самых важных инноваций в этом отношении стало создание первых форм одежды. Эта инновация представляет собой важную культурную веху, поскольку она отражает не только физическое приспособление к новым вызовам окружающей среды, но и поведенческую и технологическую эволюцию.

Вшам есть что нам рассказать

Однако вопрос о том, когда именно появилось это новшество, остается сложным. Органические материалы, из которых изготавливалась первая одежда, быстро разлагались и не сохранялись в археологической летописи так долго, как каменные орудия или кости.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователям приходится проявлять изобретательность, обращаясь к косвенным уликам. Одним из самых неожиданных способов решения этого вопроса стало изучение вшей. Эти паразиты оказались бесценными индикаторами в понимании нашей собственной эволюции.

Дэвид Рид, биолог из Университета Флориды, недавно изучил изменения в эволюционной истории вшей в связи с выпадением волос у людей и последующим использованием ими одежды. Будучи высокоспециализированными, вши не смогли бы выжить в среде, отличной от той, к которой они приспособлены. Таким образом, эволюция вшей, способных жить в одежде, свидетельствует об адаптации к новой экологической нише, образовавшейся в результате ношения одежды людьми.

Регулярное использование одежды 170 000 лет назад?

Проанализировав ДНК вшей, исследователи предположили, что дивергенция между телесными и головными вшами произошла около 3 миллионов лет назад, в то время как генетические исследования показывают, что люди потеряли мех около 1,2 миллиона лет назад. Этот период позволяет оценить, когда предки человека могли начать терять свой мех.

Еще одним важным шагом в этом исследовании стало выявление вида вошь, характерного для одежды, что позволяет предположить, что современные люди начали регулярно носить одежду около 170 000 лет назад. Этот период совпадает с ледниковым периодом, что предполагает повышенную потребность в защите от холода.

Однако археологические данные, такие как следы порезов на костях животных, свидетельствуют о том, что гоминиды стали использовать шкуры животных для одежды и укрытия примерно 300 000 лет назад. Этот вывод, сделанный на основе анализа стоянок в Германии, свидетельствует о более раннем использовании шкур для защиты от холода. Ян Гиллиган из Сиднейского университета отмечает, что изучение вшей позволяет выявить только те случаи, когда одежда носилась регулярно, что говорит о возможности периодического ношения одежды в далеком прошлом.