Общие знания

Какой вирус был первым обнаружен наукой?

Окрашенная сканирующая электронная микрофотография относительно нового вируса, с которым мы все хорошо знакомы: SARS-CoV-2.

Вирус табачной мозаики был первым вирусом, открытым наукой. Вирусы существуют уже миллиарды лет, но научное описание их появилось только в конце XIX века. Но и тогда потребовались десятилетия работы, чтобы полностью разобраться с этими непонятными "невидимыми" агентами.

Первый шаг к открытию вирусов был сделан в 1876 году, когда Адольф Мейер, немецкий агрохимик и директор сельскохозяйственной опытной станции в Вагенингене, описал странную пеструю болезнь, поражающую растения табака. Он полагал, что болезнь вызывается бактериями или грибками, но проведенные им анализы и микроскопические исследования не позволили обнаружить никаких микроорганизмов.

Прорыв произошел в 1892 г. благодаря русскому ботанику Дмитрию Ивановскому, который обнаружил, что сок зараженного растения остается заразным после прохождения через фильтр, удерживающий бактерии. Ивановский понял, что нашел что-то новое, хотя некоторые считают, что он не осознал всей серьезности открытия.

В 1898 г. голландский микробиолог Мартинус Бейеринк независимо воспроизвел эксперименты Ивановского и сделал несколько более жесткую интерпретацию. Бейеринк утверждал, что эксперимент показал, что табачная мозаика — это не бактерия, а нечто, названное им "contagium vivum fluidum", или заразная живая жидкость. Затем он стал использовать слово "вирус" для описания небактериальной природы возбудителя.

Примерно в это же время было обнаружено, что через фильтр, задерживающий бактерии, проходят и другие возбудители болезней: ящур, миксоматоз кроликов, африканская болезнь лошадей и чума птиц. Однако точная природа этого "невидимого" агента оставалась неясной.

Выявление причины желтой лихорадки стало особенно важным моментом в истории вирусологии. Во время испано-американской войны 1898 г. американская армия, прибыв на берега Кубы, была поражена желтой лихорадкой. Благодаря работам Уолтера Рида, Джеймса Кэрролла, Аристидеса Аграмонте и Джесси Уильяма Лазеара было доказано, что болезнь может передаваться через фильтрованную сыворотку крови инфицированного пациента. Благодаря этому открытию желтая лихорадка стала первым инфекционным заболеванием человека, которое было отнесено к вирусным.

Только в 1931 году, когда был изобретен электронный микроскоп, ученые смогли увидеть вирусы. И вновь честь стать первым вирусом, запечатленным на снимке, досталась вирусу табачной мозаики.

Другой важный момент произошел в 1950-х годах благодаря работе Розалинд Франклин. С помощью рентгеновской кристаллографии она определила структуру вируса табачной мозаики как одноцепочечной молекулы РНК, ограниченной белковой мембраной. Другие ее работы помогли установить, что ДНК представляет собой молекулу, состоящую из двух цепей, что привело к знаменитым открытиям двухспиральной структуры ДНК. Основная заслуга в этом открытии принадлежит Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, но вклад Франклин не стоит преуменьшать.

Спустя более века после своего открытия вирусы по-прежнему способны озадачивать, удивлять и вызывать разрушения.

Сегодня все еще ведутся дискуссии о том, являются ли вирусы "живыми" организмами. Вирусы фактически являются паразитами. Для их размножения необходима живая клетка, и они не могут расти самостоятельно вне своего хозяина, как бактерии и другие свободноживущие микроорганизмы. Тем не менее они состоят из ДНК или РНК — химических строительных блоков, которые являются основой жизни в том виде, в котором мы ее знаем.

В настоящее время большинство ученых полагают, что они удовлетворяют всем требованиям, чтобы считаться "живыми", хотя вирусы продолжают удивлять нас новыми открытиями.