Здоровье и медицинаНовости

Исследователи оживляют сетчатку глаза человека после смерти

В одном из исследований ученые смогли восстановить электрическую активность в человеческой сетчатке — светочувствительной нервной ткани в задней части глаза, которая взаимодействует с нашим мозгом от доноров органов. Это достижение, описанное в журнале Nature, обещает более эффективный способ изучения глазных заболеваний. Эта работа также может заложить основу для возрождения других типов нервной ткани и, возможно, в один прекрасный день для пересадки сетчатки глаза.

Смерть определяется как необратимое прекращение кровообращения, дыхания или деятельности мозга. В то время как многие периферические органы человека могут быть пересажены с использованием протоколов, оптимизирующих жизнеспособность, ткани центральной нервной системы быстро теряют жизнеспособность после прекращения кровообращения, что снижает их трансплантационный потенциал. До недавнего времени потенциал реактивации также оставался недостаточно определенным.

В 2019 году исследователи из Йельского университета продемонстрировали, что рудиментарная электрическая активность может быть восстановлена в мозге свиней после смерти. Совсем недавно глазной специалист Франс Винберг и ретинальный хирург Анне Ханнекен, основываясь на этой работе, исследовали возможность посмертного восстановления тканей сетчатки.

Сетчатка глаза "реактивируется" после смерти

Большинство исследований сетчатки глаза проводятся на мышах. Однако в сетчатке мыши отсутствует макула — ключевая область человеческого глаза, которая различает мелкие детали. Поэтому эти животные не являются идеальными моделями. Однако ткани человеческого глаза, полученные в результате вскрытия, часто погибают до того, как ученые смогут их изучить. Поэтому возможность "оживления" сетчатки после смерти может позволить провести более качественный анализ.

Для этой работы исследователи сначала проверили, как долго сетчатка мыши могла посылать электрические сигналы после смерти животных. По данным исследования, у животных удалось восстановить эту активность через три часа. Они также обнаружили, что недостаток кислорода был основным фактором необратимой потери функции.

Затем команда обратилась к человеческим глазам, полученным от доноров органов вскоре после смерти мозга или сердца. Ученые принесли их в лабораторию в сосуде, обеспечивающем кислород и питательные вещества. Затем они облучили ткань сетчатки неярким светом и измерили электрические сигналы, генерируемые тканью. Согласно исследованию, команда смогла восстановить электрическую активность в светочувствительных клетках (фоторецепторах), а также в нейронах, с которыми эти клетки соединяются, в течение 20 минут после смерти.

"Конечно, глаза не могли "видеть", потому что они не были связаны с мозгом", — отмечает доктор Ханнекен. "Однако результаты показали, что можно восстановить не только отдельные клетки сетчатки, но и связь между ними".

Крупный план сетчатки глаза человека.

Эта работа является многообещающей по нескольким причинам. С одной стороны, это может открыть путь к изучению зрительной физиологии сетчатки глаза человека и ее эволюции с течением времени. Например, возрастную макулярную дегенерацию до сих пор было трудно изучать, поскольку невозможно было получить доступ к живой ткани человеческого глаза. Благодаря этой новой технике исследователи могут лучше понять это явление и проверить потенциальные новые методы лечения.

В конечном итоге, возможно, удастся оживить и другие виды нервной ткани. "Сетчатка — это окно в мозг, поэтому если вы сможете восстановить связь в сетчатке после смерти, это заставит вас сделать паузу и подумать о том, какую связь вы сможете восстановить в мозге", — говорит доктор Ханнекен.

Наконец, исследование поднимает перспективу пересадки сетчатки, хотя для оценки этого потенциала требуется еще много работы.