Здоровье и медицина

Это нейтрализующее антитело атакует все известные варианты коронавируса

Терапевтическое антитело, нейтрализующее все известные варианты коронавируса, недавно стало предметом публикации в авторитетном журнале. Что у него есть такого, чего нет у других?

Появление каждого варианта SARS-CoV-2 угрожает эффективности доступных вакцин и терапевтических антител. Омикрон настолько отличается от остальных, что победил большинство из них, созданных еще до его появления. Ученые надеются разработать антитело, которое сможет нейтрализовать все варианты SARS-CoV-2. Недавно представленный в журнале Science Immunology не первый и не последний, но у него есть одно преимущество, которое делает его достойным внимания.

Антитело, нейтрализующее все варианты

SP1-77, как его называют, был получен с помощью лабораторных мышей, генетически модифицированных для производства гуманизированных антител — мышиных антител с человеческими фрагментами. Чтобы выделить тех, кто реагирует на SARS-CoV-2, ученые поместили их в контакт с оригинальным уханьским штаммом. Из всех антител, вступивших в реакцию, только SP1-77 было способно нейтрализовать Уханьский штамм и все другие известные варианты, включая те, которые относятся к семейству Омикрон.

Что делает SP1-77 таким особенным? Ученые изучили его структуру с помощью криоэлектронной микроскопии — метода, позволяющего визуализировать антитела вплоть до последней аминокислоты. Как и большинство нейтрализующих антител, SP1-77 связывается с RBD - частью коронавируса, которая взаимодействует с рецептором клетки. Но он нейтрализует вирус новым способом. SP1-77 не препятствует распознаванию между RBD и ACE2, но блокирует следующий шаг — слияние между мембраной вируса и клеточной мембраной двух мембран, что необходимо вирусу для инфицирования клетки-хозяина.

Кроме того, "SP1-77 связывается с участком S-белка, который не был мутирован ни в одном из вариантов SARS-CoV-2 на сегодняшний день, таким образом нейтрализуя эти варианты с помощью нового механизма", — объясняет Том Кирххаузен из Бостонской детской больницы.

Это исследование — прежде всего доказательство того, что мыши, использованные учеными, способны вырабатывать нейтрализующие гуманизированные антитела против SARS-CoV-2. Хотя SP1-77 демонстрирует интересные возможности in vitro, нет никаких оснований полагать, что он является серьезным кандидатом на роль нового терапевтического антитела, полезного для лечения Covid-19.