Космонавтика

Два устаревших российских и американских спутника оказались на грани фатального столкновения

Несколько месяцев назад Американское космическое агентство (NASA) сообщило об инциденте, произошедшем между двумя старыми спутниками. Два космических аппарата прошли очень близко друг от друга, едва избежав столкновения. Однако, хотя NASA изначально предполагало расстояние в двадцать метров, на самом деле расстояние было гораздо меньше.

Близкое столкновение двух спутников

В конце февраля 2024 года NASA сообщило об инциденте с двумя старыми спутниками, которые пересеклись на расстоянии всего двадцати метров. Однако дальнейший анализ подтвердил, что на самом деле это расстояние было гораздо меньше, говорится в статье, опубликованной сайтом Space.com 20 апреля 2024 года. СМИ передали заявление Памелы Мелрой, заместителя администратора NASA. По ее словам, расстояние между двумя космическими аппаратами составляло менее десяти метров. Таким образом, катастрофа была практически предотвращена.

Первый космический аппарат - "Космос-2221", российский военный спутник наблюдения, который находится на орбите с 1992 года. Второй - TIMED (см. главное изображение), американский спутник, выведенный на орбиту в 2001 году для анализа части земной атмосферы. Теперь, когда оба спутника завершили свои миссии, они блуждают по орбите, поскольку управлять ими невозможно. Наблюдатели довольствуются тем, что отслеживают данные в режиме реального времени, надеясь при этом не стать свидетелями столкновения.

Космический мусор: проблема остается

Надо сказать, что если эти два космических аппарата уже не представляют никакого интереса, то любое столкновение будет катастрофическим. Подобная авария может породить сотни или даже тысячи новых фрагментов космического мусора. Этот мусор, сильно различающийся по размерам, движется по орбите со скоростью десятки тысяч километров в час, представляя серьезную угрозу для других действующих спутников, Международной космической станции (МКС) и будущих пилотируемых космических полетов. МКС регулярно приходится совершать маневры, чтобы избежать некоторых фрагментов мусора, которые считаются очень опасными.

Концентрация космического мусора, присутствующего с 1990-х годов, со временем резко возросла, в частности, из-за увеличения количества спутников на орбите. Сегодня считается, что на орбите нашей планеты находится не менее 36 000 обломков размером более десяти сантиметров.