Здоровье и медицина

Что такое бактерии кишечника и почему они важны?

Кишечные бактерии — это бактерии, которые живут внутри пищеварительной системы всех животных, включая человека. Мы выяснили, что эти бактерии имеют решающее значение для нашего здоровья, как физического, так и психического. Они помогают нам переваривать пищу, обеспечивают нас питательными веществами и помогают нам бороться с болезнетворными бактериями.

Проще говоря, кишечные бактерии, также известные как микробиота кишечника, - это бактерии, присутствующие в нашем организме, выстроившиеся вдоль внутренних стенок желудочно-кишечного тракта. В кишечнике человека насчитывается около 300-500 видов бактерий, средняя численность которых составляет 100 триллионов. Этого достаточно, чтобы заполнить двенадцать тысяч шестьсот пятьдесят восемь земных шаров при нашей нынешней численности населения. Первоначально считалось, что это в десять раз превышает количество человеческих клеток в нашем теле, но новые исследования показывают, что соотношение бактериальных и человеческих клеток может составлять 1,3:1.

С чего все начинается?

Когда дети еще находятся в стадии плода в матке матери, бактерии начинают колонизировать и образовывать поселения в их кишечнике. Эти бактерии похожи на материнские и попадают в организм ребенка, когда он глотает амниотическую жидкость. Поселившись в кишечнике, бактерии начинают планировать свои поселения, но строить их начинают только после рождения ребенка.

После рождения ребенка в кишечник попадает еще больше бактерий, особенно во время родов. Во время родов бактерии, присутствующие во влагалище матери, проникают в рот ребенка и пытаются закрепиться там. Фактически, у детей, рожденных путем кесарева сечения, микробиота кишечника отличается от микробиоты их сверстников, рожденных естественным путем.

К сожалению, все бактерии, которые попадают в кишечник ребенка, не являются хорошими. Иногда туда могут попасть даже плохие бактерии, вызывающие заболевания. Однако есть простое решение — грудное молоко. Грудное молоко матери содержит все, что необходимо ребенку, чтобы расти большим и сильным.

Одним из компонентов грудного молока являются антитела. Когда дети рождаются, их иммунная система еще недостаточно развита. Эти антитела защищают только что родившихся детей, пока их иммунная система не научится бороться за себя. Один из способов, с помощью которого они это делают, — объединиться с хорошими бактериями для борьбы с плохими бактериями и не дать им выстроиться в кишечнике ребенка.

Кроме того, грудное молоко содержит олигосахариды грудного молока, которые представляют собой сахарные молекулы, предназначенные для стимулирования хорошего роста кишечных бактерий. Это натуральный пребиотик, который помогает увеличить популяцию бифидобактерий — бактерий, которые в основном присутствуют в кишечнике ребенка.

Когда ребенок подрастает и начинает есть твердую пищу, кишечные бактерии начинают "веселиться". Все эти новые продукты приводят все новые и новые кишечные бактерии в организм ребенка, где они могут смешиваться друг с другом. Новые продукты также приносят новые питательные вещества, которые поддерживают рост таких разных кишечных бактерий. Вот почему здоровое питание так важно. Даже исследования показывают, что употребление слишком большого количества непитательной нездоровой пищи вызывает дисбаланс в наших кишечных бактериях.

Новые виды бактерий, которые начинают чувствовать себя как дома, — это Bacteroides, Ruminococcus и Clostridium. Затем, когда детям исполняется три года, их кишечник успокаивается и становится похожим на взрослый.

Почему эта процедура так деликатна и важна? Все дело в том, что бактерии кишечника содержат ферменты, которые помогают расщеплять трудноперевариваемую пищу и вырабатывать витамины, на которые наш организм не способен! Без кишечных бактерий наш организм испытывал бы дефицит витаминов, страдал бы от несварения желудка и дефектов роста.

Процесс колонизации кишечными бактериями у растущих детей.

В каких еще процессах участвуют кишечные бактерии?

Мы только что говорили о том, что кишечные бактерии помогают в пищеварении, но они делают это не только в младенческом возрасте. На протяжении всей нашей жизни кишечные бактерии помогают переваривать пищу.

В среднем каждый человек пропускает через свой желудочно-кишечный тракт 60 тонн пищи за всю жизнь! Это такой же вес, как десять слонов или полностью заправленный самолет. Наши кишечные бактерии работают без остановки, помогая нам расщеплять сложные сахара, такие как крахмал и другие полисахариды. При этом они производят витамины группы В и витамин К, которые они выделяют в среду нашего кишечника, где они поглощаются нашими собственными клетками. Мы должны поблагодарить наши кишечные бактерии, поскольку эти витамины необходимы нашему организму для поддержания здоровья.

Но как кишечные бактерии выполняют такие полезные задачи? У них есть для этого гены, и все эти гены составляют то, что мы знаем как микробиом кишечника. Интересно, что более 99% генов в нашем организме являются микробными.

Сон

Помимо пищеварения, кишечные бактерии также играют роль в нашем цикле сна. Исследования показали, что кишечные бактерии выделяют вызывающие сон соединения, называемые мурамиловыми пептидами.

Другие исследования показали, что у людей, страдающих бессонницей, наблюдаются изменения в бактериях кишечника.

Некоторые кишечные бактерии, такие как Corynebacterium, питаясь пищей, которую мы едим, вырабатывают метаболиты, такие как серотонин. Вырабатываемый серотонин попадает в кровь и взаимодействует с нервной системой, подавая мозгу сигнал для управления циклом сна/бодрствования.

Если по неизвестной причине вы страдаете от плохого качества сна, это может быть связано с нарушением работы кишечных бактерий.

Ось кишечник-мозг

Помимо того, что микробиота кишечника помогает нам переваривать пищу и хорошо спать, она также взаимодействует с мозгом. Именно так, все микробы кишечника находятся на быстром наборе номера нашего мозга и помогают координировать функции нашего тела. Это известно как "ось кишечник-мозг". Это двусторонняя связь между центральной и энтеральной нервной системой, позволяющая желудочно-кишечному тракту и мозгу общаться друг с другом для регулирования гомеостаза.

Нейроны в ЖКТ посылают сигналы в мозг, координируя физиологические функции и даже иммунную реакцию на микробы. Таким образом, кишечные бактерии способны влиять на то, как мы себя ведем, думаем и взаимодействуем.

Одно исследование, в котором использовались специальные самки мышей, лишенные кишечных бактерий, показало, что у них снижался уровень тревожности, когда они находились в лабиринтах. У самцов, однако, наблюдалась более сильная реакция на стресс. Это навело ученых на мысль, что ось "кишечник-мозг" различается в зависимости от пола.

Таким образом, в зависимости от того, насколько здоровы наши кишечные бактерии, они могут влиять на сигналы мозга, влияя на наши гормональные реакции. Вот почему иногда, когда у вас несварение желудка или проблемы с желудком, вы можете испытывать сильное беспокойство или раздражительность.

Как мы можем увеличить количество хороших кишечных бактерий?

Помимо соблюдения правильного здорового питания, мы можем помочь укрепить хорошие бактерии кишечника с помощью двух средств: пробиотиков и пребиотиков.

Пробиотики — это, по сути, хорошие бактерии, которые мы помещаем в наш организм, причем в достаточно большом количестве, чтобы они оказывали благоприятное воздействие. К ним относятся виды Bifidobacterium и другие виды кисломолочных бактерий. Эти бактерии можно потреблять, принимая капсулы или употребляя пробиотические продукты, такие как сыр, йогурт и другие продукты, богатые бактериями.

Пребиотики — это немного другое. Это продукты, которые используются хорошими кишечными бактериями для ускорения их роста и укрепления. Как и любой другой живой организм, кишечные бактерии любят лакомства. Давая им пребиотики, такие, как инулин, фруктоолигосахариды или галактоолигосахариды, вы способствуете лучшему росту хороших кишечных бактерий.

Однако прежде чем пробовать любой из этих двух препаратов, необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, какие пробиотики или пребиотики подходят именно вам.

Надеюсь, теперь вы начинаете понимать, насколько важны для нас кишечные бактерии. Это не просто микроорганизмы, которые помогают нам переваривать пищу. Они помогают контролировать функции нашего организма невообразимыми способами. Исследования обнаруживают связь между нарушением работы кишечных бактерий и неврологическими заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера и аутизм.

Вот почему так много исследований посвящено лучшему пониманию связей между кишечником и мозгом. Ранее расстройства мозга считались неизлечимыми, но теперь есть надежда, что мы можем лечить эти заболевания, изменяя бактерии кишечника.

Наши кишечные бактерии делают так много для нашего тела, что мы еще многого не понимаем. Но ясно, что, оптимизировав отношения между нашим телом и кишечными бактериями, мы можем стать психически и физически сильнее.