Астрономия

"Авария" плывет по Млечному пути уже (очень) долгое время

Астрономы еще раз детально рассмотрели загадочный объект в галактике, известный как "Авария". Анализ показывает, что это невероятно старый коричневый карлик, сформировавшийся, когда Вселенная еще была бедна метаном.

Необычный коричневый карлик

Это не совсем звезда, но и не совсем планета. На самом деле, "Авария" относится к классу объектов, находящихся между этими двумя типами: коричневым карликам. Эти "несостоявшиеся звезды", как их называют, могут быть в восемьдесят раз больше Юпитера. Однако они недостаточно массивны для поддержания ядерного синтеза в их ядрах. Именно поэтому они не светятся, как настоящие звезды. Вместо этого коричневые карлики медленно остывают и тускнеют в течение миллионов или миллиардов лет.

В настоящее время в галактике насчитывается около 2000 таких тусклых объектов. Большинство из них были замечены с помощью инфракрасного спутника NASA Near-Earth Object Wide-Field Infrared Survey Explorer (NEOWISE).

Впервые замеченная астрономом-любителем, "Авария", тем не менее, быстро выделилась среди других, отсюда и ее название. На момент открытия объект казался тусклым в некоторых инфракрасных диапазонах волн, что позволило предположить, что это очень холодный и древний коричневый карлик. С другой стороны, она оказалась яркой в других диапазонах волн, что указывает на то, что это молодой, горячий коричневый карлик. Это противоречие, естественно, побудило астрономов провести дальнейший анализ.

Для этого ученые использовали космические телескопы Хаббл и Спитцер, а также инфракрасный телескоп обсерватории WM Keck (Гавайи). Эти новые данные окончательно склонили чашу весов.

Художественное изображение коричневого карлика.

Очень старый объект

Находясь на расстоянии около 50 световых лет от Земли, коричневый карлик мчится по галактике со скоростью более 800 000 км/ч. По мнению авторов, опубликовавших свою работу в журнале The Astrophysical Journal Letters, эти измерения позволяют предположить, что скорость объекта была ускорена множеством более крупных объектов за миллиарды лет. Следовательно, "Авария" была бы очень старой, а не очень молодой.

Элементы атмосферы также указывают на эту гипотезу. Анализ длин волн инфракрасного света показывает, что объект очень беден метаном, который обычно является обычным газом в коричневых карликах аналогичной температуры. Поскольку метан состоит из водорода и углерода, фактическое отсутствие этого газа означает, что объект первоначально сформировался между десятью и тринадцатью миллиардами лет назад. В то время наша галактика действительно купалась в водороде и гелии, но все еще содержала очень мало углерода.

Все эти анализы позволяют предположить, что "Авария" - исключительно старый коричневый карлик (более чем в два раза старше всех известных коричневых карликов).

"Найти коричневый карлик такого возраста - не сюрприз, но найти его на нашем заднем дворе - это сюрприз", — говорит Федерико Марокко, астрофизик из Калифорнийского технологического института. "Находка одного из них так близко к Солнечной системе может быть счастливым совпадением или может сказать нам, что они более распространены, чем мы думали".