АстрономияПланетология

Девятая планета: новые сведения о ее существовании?

На протяжении десятилетий необычные явления на краю Солнечной системы привлекали внимание планетологов. В частности, исследователи наблюдали аномальные траектории движения некоторых далеких небесных тел, что наводит на мысль о существовании планеты, получившей название Девятая планета. По мере накопления подсказок проверка этой гипотезы может оказаться неминуемой. Новый американский телескоп имени Веры Рубин должен вступить в строй в следующем году и может дать ответы, которых мы так долго ждали.

Девятая планета - гипотетическая планета во внешней части Солнечной системы. Предполагается, что она является газовым гигантом с массой, примерно в 5-10 раз превышающей массу Земли. Дискуссия вокруг этого гипотетического небесного тела набрала обороты в 2016 году, спустя 10 лет после того, как Плутон был классифицирован как карликовая планета. Именно два астронома из Калифорнийского технологического института — Константин Батыгин и Майк Браун — подняли эту тему, опубликовав подробное исследование, подтверждающее идею существования этой планеты.

В настоящее время они продолжают свои исследования и недавно опубликовали новые данные, которые подтверждают гипотезу о девятой планете, скрытой в пределах Солнечной системы. Эти результаты были опубликованы в журнале Astronomical Journal и на платформе предварительной публикации arXiv.

Ощутимое гравитационное влияние

Гипотеза Батыгина и Брауна основана на наблюдении за необычным орбитальным поведением некоторых тел, известных как транснептуновые объекты (ТНО), расположенные за Нептуном. По мнению астрономов, траектории движения этих тел указывают на то, что их возмущает нечто массивное и невидимое, возможно, планета.

8 известных планет Солнечной системы, расположенных рядом друг с другом в порядке убывания, за которыми следует Плутон (карликовая планета).

Среди наиболее ярких ТНО — карликовая планета Седна, открытая в 2004 году. Она является самым удаленным объектом в нашей Солнечной системе. Ее орбита эллиптична и наклонена к плоскости орбит других планет. Батыгин и Браун проанализировали орбиты этих ТНО, и список постоянно растет. Они пришли к выводу, что самый простой и правдоподобный способ объяснить эти странные орбиты — существование внешнего гравитационного влияния, которое никогда не наблюдалось напрямую: девятая планета, расположенная далеко за пределами Нептуна и Плутона.

Взятая из другого исследования, эта иллюстрация показывает орбиты объектов в поясе Койпера и потенциальную орбиту девятой планеты © Caltech/R. Hurth (IPAC).

Ожидается ли подтверждение в 2025 году?

Нам не придется долго ждать новых открытий. Обсерватория имени Веры Рубин (VRO), новый телескоп, который строится в Чили и должен вступить в строй к 2025 году, сможет обнаруживать чрезвычайно малые и удаленные объекты в космосе, в том числе расположенные в самых отдаленных и наименее изученных регионах Солнечной системы.

Построенный на высоте 2 715 метров, VRO - это чудо инженерной мысли, вычислительной техники и научных исследований, которое может значительно расширить наши представления о Вселенной. Он оснащен оборудованием для идентификации и изучения объектов, расположенных даже за пределами Солнечной системы. Таким образом, он может значительно помочь подтвердить или опровергнуть гипотезу о существовании девятой планеты.

Кроме того, начиная с 2025 года, в течение десяти лет VRO будет собирать и анализировать информацию о различных далеких небесных объектах. Таким образом, он будет способствовать более глубокому пониманию Солнечной системы. Эти исследования помогут ответить на вопросы о происхождении и эволюции нашей звездной среды, включая формирование и эволюцию планет, астероидов и других небесных тел.