Биология

Чтобы защитить себя, эта лягушка издает ультразвуковой крик

В царстве животных любая стратегия хороша, чтобы выжить после безжалостных нападений свирепых хищников. Некоторые животные предпочитают убегать, используя свою скорость, чтобы уклониться от нападения, или пытаются перехитрить нападающих. Другие используют чисто оборонительные модели поведения, например, сбиваются в стадо, чтобы отпугнуть хищников, или выставляют рога или когти, чтобы активно защищаться. Также могут использоваться механизмы для маскировки или мимикрии, чтобы слиться с окружающей средой и избежать обнаружения. Иногда эти приемы даже довольно необычны, как, например, у кашалотов, которые используют защитную дефекацию против косаток. Однако этой крошечной, беззащитной тропической лягушке пришлось прибегнуть к другим методам выживания в случае надвигающейся опасности.

Впервые в истории ученым удалось идентифицировать и проанализировать сигналы бедствия амфибии, оказавшейся в опасности. И согласно результатам исследования, хотя люди не могут их услышать, они, тем не менее, достаточно пронзительны, чтобы держать потенциальных хищников на расстоянии.

Лягушка, которая кричит перед лицом опасности

Haddadus binotatus - лягушка, эндемик бразильских тропических лесов. Очень распространенная в этом лесном массиве, она отличается своими небольшими размерами. Несмотря на то, что самки этого вида крупнее самцов, они все равно крошечные, их средняя длина составляет всего 64 мм. При таком маленьком размере тела шансы на выживание в случае нападения весьма невелики. К счастью, эти крошечные животные могут полагаться на крик, который настолько высок, что человеческое ухо не может его услышать... в отличие от хищников, против которых они применяют этот удивительный защитный механизм.

Крики и театральная поза для отпугивания хищников

В своем исследовании, опубликованном в журнале Acta Ethologica, ученые сообщают, что им впервые удалось зафиксировать излучение ультразвука этими южноамериканскими амфибиями. Человек способен воспринимать звуки в диапазоне не более 20 килогерц. Однако эти лягушки могут издавать звуки в диапазоне от 7 до 44 килогерц, чтобы защитить себя. "Некоторые потенциальные хищники земноводных, такие как летучие мыши, грызуны и мелкие приматы, способны издавать и слышать звуки такой частоты, чего не могут делать люди. Одна из наших гипотез заключается в том, что сигнал направлен на некоторых из этих животных, но может быть и так, что широкий частотный диапазон является универсальным, в том смысле, что он призван отпугнуть как можно больше хищников", — объясняет Убирата Феррейра Соуза, ведущий автор исследования из Государственного университета Кампинаса (Сан-Паулу, Бразилия).

Помимо пронзительных звуков, эта лягушка также принимает устрашающую позу. Она выгибает спину, поднимает переднюю часть тела и открывает зияющий рот, готовая испустить свой знаменитый пронзительный крик. Однако только когда она частично закрывает рот, она издает этот ультразвуковой звук.

Здесь показана оборонительная позиция и крик.

Первая официальная запись, но, конечно, не уникальное поведение

Исследователям очень повезло. Им удалось дважды записать эти сигналы, которые затем удалось проанализировать с помощью специализированного программного обеспечения, чтобы определить невероятные частоты, используемые этими животными. Тем не менее, хотя это первый случай обнаружения защитного ультразвукового сигнала у амфибий, ученые уверены, что Haddadus binotatus - не уникальный случай. Мариана Ретуси Понтес, соавтор исследования и докторант того же бразильского университета, утверждает: "Учитывая, что разнообразие амфибий в Бразилии самое высокое в мире и насчитывает более 2 000 описанных видов, не будет удивительным обнаружить, что другие лягушки также издают звуки на этих частотах".

Во время экскурсии в парк в Сан-Паулу Мариана Ретуси Понтес также заметила подобное защитное поведение у Ischnocnema henselii, другой амфибии, которая, как оказалось, издавала подобные вокализации, когда исследовательница брала ее за лапки, чтобы сфотографировать. Присутствие в тот момент поблизости ядовитой гадюки, похоже, также подкрепляет идею о том, что эти звуки могут быть реакцией на опасность у некоторых амфибий.

Открытие лягушки, которое обещает захватывающие будущие исследования

На данный момент ультразвуковая коммуникация хорошо известна у таких млекопитающих, как киты, летучие мыши, мелкие приматы и грызуны. Однако следует отметить, что хотя ультразвуковые крики уже были обнаружены у азиатских видов амфибий, эти крики предназначались исключительно для межвидового общения, а не для оборонительных целей, как в данном случае. Это новое открытие открывает путь к интересным будущим исследованиям того, какие хищники чувствительны к этим оборонительным призывам и как они на них реагируют.

Более детальное изучение этих удивительных защитных механизмов, а также динамики взаимоотношений между хищниками и их добычей в любом случае крайне важно. Оно не только демонстрирует, что самые маленькие, казалось бы, банальные существа могут использовать интригующие адаптации, которые заслуживают изучения, но и подчеркивает важность охраны мест обитания, где происходят эти удивительные взаимодействия, особенно для этих безымянных популяций амфибий, которые сталкиваются с растущими угрозами для своего выживания. Наконец, это исследование поднимает вопрос о том, что в кажущейся тишине природы на самом деле может существовать неподозреваемая какофония, которую науке еще предстоит раскрыть.